По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 342.9

Болонская система в России: проблемные зоны реализации и дискуссии о трансформации высшего образования

А.В. Дружинин кандидат теологии, ст. преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, советник при ректорате, Образовательное частное учреждение высшего образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет», Москва

Статья является продолжением исследования, представленного в предыдущем номере, о реализации принципов Болонской системы в российском высшем образовании. На основе выводов первой части, посвященной анализу нормативно-правовых основ и концептуальных расхождений, выявляются ключевые проблемные зоны Болонского процесса в России: внедрение системы зачетных единиц, развитие академической мобильности, обеспечение качества и признания квалификаций. Анализируются основные дискуссии о реализации Болонской системы, высказываются предположения о возможных сценариях трансформации высшего образования в свете решения о выходе России из Болонского процесса. Обоснована необходимость выработки новой модели, органично сочетающей национальные особенности и передовой международный опыт.

Литература:

1. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л., Камынина Н.Р., Котлобовский И.Б. Российское высшее образование в Болонском процессе (по материалам Национального доклада РФ) // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 46-53.

2. Артамонова, Ю.Д. Развитие академической мобильности в вузах России и ФГОС / Ю.Д. Артамонова, А.Л. Демчук // Высшее образование в России. — 2012. — № 12. — С. 86–95.

3. Воробьева И.М. Академическая мобильность студентов как важный инструмент формирования глобальной образовательной среды в российском вузе / И.М. Воробьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1113–1115. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18763/ (дата обращения: 10.01.2025).

4. Запесоцкий А.С. Ставка — будущее России. Азартная игра — Болонский процесс / А.С. Запесоцкий // Высшее Образование В России. — 2005. — № 9. — С. 3–8.

5. Караваева Е.В. Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: «Сопряжение с напряжением» // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 5–12. EDN: ZXJGDX.

6. Корякин К.В. Проблемы реализации Болонского процесса в контексте российской системы высшего образования / К.В. Корякин, Е.М. Макаренкова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. — 2017. — Т. 12. — № 6. — С. 167–173.

7. Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8–63.

8. Куликова Т.Б. Правовая модель профессионально-общественной аккредитации образовательных программ / Т.Б. Куликова // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 12 (85). — С. 17–26.

9. Матвеева Н.А. Инерционность системы образования в России: (теория, методология и опыт социол. исслед.): моногр. Инерционность системы образования в России / Н.А. Матвеева. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. — 262 с. — URL: https://search.rsl.ru/ ru/record/01002579563 (дата обращения: 10.01.2025). — Текст : электронный.

10. Муравьева А.А., Аксенова Н.М., Ватолкина Н.Ш. Болонский процесс: пространство развития или неолиберальный проект? // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23, № 3. С. 119–129.

11. Сазонов Б.А. Академические часы, зачетные единицы и модели учебной нагрузки / Б.А. Сазонов. — Текст : электронный // Экономика образования. — 2010. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskie-chasy-zachetnye-edinitsyi-modeli-uchebnoy-nagruzki (дата обращения: 10.01.2025).

12. Смолин О.Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? (статья 1) // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 91–101.

13. Трубников Д.К. Болонский процесс в Российской Федерации / Д.К. Трубников // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра : материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 12 декабря 2019 года / под ред. С.И. Бугашева, А.С. Минина. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. — С. 1308–1313.

14. Наводнов В.Г., Мотова Г.Н. Практика аккредитации в системе высшего образования России // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 12–20.

Данная статья является продолжением исследования, начатого в предыдущем номере журнала. В первой части был представлен анализ нормативно-правовых основ реализации Болонской системы в России и выявлены концептуальные расхождения между европейским и отечественным подходами к высшему образованию. Данная публикация фокусируется на проблемных зонах внедрения Болонских принципов и дискуссиях о трансформации высшей школы в контексте выхода России из Болонского процесса.

Актуальность исследования обусловлена нарастающей критикой результатов Болонских реформ в России, их неполнотой и противоречивостью. Решение о выходе из Болонской системы ставит вопрос о дальнейших путях развития отечественного высшего образования, соотношении национальных традиций и международного опыта в новой модели.

Европейская система перевода и накопления зачетных единиц (ECTS) базируется на принципе, согласно которому 60 зачетных единиц соответствуют учебной нагрузке студента в течение одного учебного года1 . При этом зачетные единицы отражают не только количество часов, но и уровень, содержание и значимость учебной дисциплины в структуре образовательной программы. В российской же практике нередко реализовывался упрощенный подход, при котором зачетные единицы механически приравнивались к часам трудоемкости без учета специфики дисциплины2 .

Внедрение системы зачетных единиц в российских вузах зачастую носило формальный характер. Вместо глубокой перестройки учебного процесса на основе принципов ECTS происходил простой пересчет часов в зачетные единицы без изменения содержания и методов обучения. Распределение зачетных единиц по дисциплинам не всегда отражало их реальную трудоемкость и значимость. Сохранялась перегруженность учебных планов обязательными курсами, что снижало возможности для академической мобильности и выбора индивидуальной траектории обучения3 .

Для Цитирования:
А.В. Дружинин, Болонская система в России: проблемные зоны реализации и дискуссии о трансформации высшего образования. Юрист ВУЗа. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: