Данная статья является продолжением исследования, начатого в предыдущем номере журнала. В первой части был представлен анализ нормативно-правовых основ реализации Болонской системы в России и выявлены концептуальные расхождения между европейским и отечественным подходами к высшему образованию. Данная публикация фокусируется на проблемных зонах внедрения Болонских принципов и дискуссиях о трансформации высшей школы в контексте выхода России из Болонского процесса.
Актуальность исследования обусловлена нарастающей критикой результатов Болонских реформ в России, их неполнотой и противоречивостью. Решение о выходе из Болонской системы ставит вопрос о дальнейших путях развития отечественного высшего образования, соотношении национальных традиций и международного опыта в новой модели.
Европейская система перевода и накопления зачетных единиц (ECTS) базируется на принципе, согласно которому 60 зачетных единиц соответствуют учебной нагрузке студента в течение одного учебного года1 . При этом зачетные единицы отражают не только количество часов, но и уровень, содержание и значимость учебной дисциплины в структуре образовательной программы. В российской же практике нередко реализовывался упрощенный подход, при котором зачетные единицы механически приравнивались к часам трудоемкости без учета специфики дисциплины2 .
Внедрение системы зачетных единиц в российских вузах зачастую носило формальный характер. Вместо глубокой перестройки учебного процесса на основе принципов ECTS происходил простой пересчет часов в зачетные единицы без изменения содержания и методов обучения. Распределение зачетных единиц по дисциплинам не всегда отражало их реальную трудоемкость и значимость. Сохранялась перегруженность учебных планов обязательными курсами, что снижало возможности для академической мобильности и выбора индивидуальной траектории обучения3 .