Данная статья открывает цикл из двух публикаций, посвященных комплексному анализу реализации принципов Болонской системы в российском высшем образовании. В первой части исследования основное внимание уделяется нормативно-правовым основам Болонского процесса, практике внедрения его ключевых инструментов в России и концептуальным расхождениям между европейским и отечественным подходами к высшему образованию. Вторая часть, которая будет опубликована в следующем номере журнала, сфокусирована на выявлении проблемных зон реализации Болонской системы в России и анализе дискуссий о трансформации высшего образования в контексте принятого решения о выходе из Болонского процесса.
Актуальность темы реализации Болонской системы в российском высшем образовании обусловлена недавними политическими решениями о выходе России из Болонского процесса. В своем обращении к Федеральному Собранию в 2023 году Президент РФ В.В. Путин инициировал процесс реформирования высшего образования, что привело к запуску пилотного проекта трансформации системы на базе ведущих российских университетов1 . Однако первые шаги реформы уже столкнулись с трудностями, в частности, с проблемами интеграции высшего образования и рынка труда, несмотря на предшествующие усилия по взаимодействию с Министерством труда и социальной защиты РФ2 .
Проблема реализации принципов Болонского процесса в системе высшего образования России привлекает значительное внимание исследователей. В научной литературе представлен широкий спектр мнений о степени воплощения болонских идей в российских вузах и влиянии данного процесса на качество образования. В российском контексте понятие «Болонская система» нередко трактуется неоднозначно, что связано с особенностями ее реализации в отечественной высшей школе. Дискуссии о степени внедрения Болонских принципов в России велись задолго до 2022 года, когда было принято решение о выходе из Болонского процесса. Часть экспертов указывала на преимущественно формальный характер преобразований, связанных с переходом на двухуровневую систему и внедрением зачетных единиц. Отмечалась неготовность многих вузов к реальной перестройке образовательного процесса в соответствии с Болонскими принципами3 . В то же время сторонники Болонского процесса подчеркивали его значение для интеграции российского высшего образования в мировое пространство и повышения его конкурентоспособности4 .