По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 342.9

Болонская система в России: нормативно-правовые основы и концептуальные расхождения

А.В. Дружинин кандидат теологии, ст. преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, советник при ректорате Образовательное частное учреждение высшего образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет»

В статье, открывающей цикл из двух публикаций, анализируются нормативно-правовые основы реализации принципов Болонской системы в российском высшем образовании. Выявляются основные этапы и направления Болонских реформ, их достижения и концептуальные расхождения между европейским и российским подходами к высшему образованию. Особое внимание уделяется различиям в понимании образования, квалификации, компетенций. Делается вывод о преимущественно формальном характере реализации Болонской системы в России. Вторая часть исследования, представленная в следующей статье, посвящена анализу проблемных зон Болонских реформ и дискуссиям о трансформации высшего образования в постболонский период.

Литература:

1. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л. Развитие академической мобильности в вузах России и ФГОС // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 86–95.

2. Болонский процесс 2020 — Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии (Коммюнике конференции европейских министров, ответственных за высшее образование Левен / Лувен-ла-Нев, 28–29 апреля 2009 года) // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 156–162.

3. Воробьева И.М. Академическая мобильность студентов Воробьева И.М. Академическая мобильность студентов как важный инструмент формирования глобальной образовательной среды в российском вузе // Молодой ученый. 2015. № 10 (90). С. 1113–1115. URL: https://moluch.ru/archive/90/18763/ (дата обращения: 10.01.2025).

4. Гребнев Л.С. Болонский процесс и «Четвертое поколение» образовательных стандартов // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 29–41.

5. Караваева Е.В., Телешова И.Г., Ульянова М.Е., Эченикэ В.Х. Возможность использования методологических принципов европейского образования в российских университетах // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 3–13.

6. Караваева Е.В. Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: «Сопряжение с напряжением» // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 5–12. EDN: ZXJGDX.

7. Кислицын К.Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2010. № 11. URL: http:// www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/11/Kislitsyn_The_Bologna_Process/ (дата обращения: 05.05.2023).

8. Кларк Б.Р. Система высшего образования: академическая организация в кросснациональной перспективе. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 360 с.

9. Клячко Т.Л., Синельников-Мурылев С.Г. Стратегия для России: образование. М.: Дело, 2018. 115 с.

10. Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Компетентностный подход: проблемы терминологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2 (5). С. 212–220.

11. Корякин К.В., Макаренкова Е.М. Проблемы реализации Болонского процесса в контексте российской системы высшего образования // Ученые записки Забайкаль ского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. Т. 12, № 6. С. 167–173.

12. Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8–63.

13. Куликова Т.Б. Правовая модель профессионально-общественной аккредитации образовательных программ // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 12 (85). С. 17–26.

14. Куприянов Р.В., Виленский А.А., Куприянова Н.Е. Болонский процесс в России: специфика и сложности реализации // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17, № 20. С. 412–416.

15. Матвеева Н.А. Инерционность системы образования в России: (теория, методология и опыт социол. исслед.). Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. 262 с.

16. Муравьева А.А., Аксенова Н.М., Ватолкина Н.Ш. Болонский процесс: пространство развития или неолиберальный проект? // Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23, № 3. С. 119–129. DOI: 10.15826/umpa.2019.03.024

17. Мониторинг экономики образования: информационный бюллетень / сост. Н.Б. Шугаль, А.Т. Сутырина, О.К. Озерова. М.: НИУ ВШЭ, 2022.

18. Мотова Г.Н. Эволюция системы аккредитации в сфере высшего образования России // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 13–25.

19. Наводнов В.Г., Мотова Г.Н. Практика аккредитации в системе высшего образования России // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 12–20.

20. Пашук М.А. Нормативно-правовое регулирование академического взаимодействия России и Германии в рамках Болонского процесса: проблемы совершенствования // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2021. № 2. С. 91–104.

21. Правовые аспекты модернизации высшего образования в России в свете идей Болонского процесса и современного зарубежного опыта: монография / В.Ю. Сморгунова [и др.]. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

22. Прахов И.А. Модель выбора вуза в условиях ЕГЭ и роль ожиданий абитуриентов: Препринт WP10/2010/06. М.: ГУ ВШЭ, 2010. 54 с.

23. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 февраля 2014 г. № 112 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов» // Российская газета. 2014. 12 марта.

24. Сазонов Б.А. Академические часы, зачетные единицы и модели учебной нагрузки // Экономика образования. 2010. № 1.

25. Сенашенко В.С., Ткач Г.Ф. О тенденциях реформирования российской высшей школы // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 29–42.

26. Система образования в России: 1991–2016. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/sistema-obrazovaniya-v-rossii-1991-2016 (дата обращения: 10.01.2025).

27. Смолин О.Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? (статья 1) // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 91–101.

28. Трубников Д.К. Болонский процесс в Российской Федерации // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции / под ред. С.И. Бугашева, А.С. Минина. СПб.: СПбГУПТД, 2019. С. 1308–1313. EDN: CKOXPN.

29. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 44. Ст. 5280.

30. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

31. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 159–191.

32. Широкалова Г.С., Пронина Е.И. Образование и рынок труда // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2023. № 4 (72). С. 301-309.

33. Bologna Declaration of 19 June 1999 [Electronic resource]. URL: https://ehea.info/ Upload/document/ministerial_declarations/1999_Bologna_Declaration_English_553028. pdf (accessed: 10.01.2025).

34. Zapesotsky A.S. Stake — Russia's future. Reckless game — the Bologna process // Higher education in Russia. 2005. No.9. P. 3–8.

Данная статья открывает цикл из двух публикаций, посвященных комплексному анализу реализации принципов Болонской системы в российском высшем образовании. В первой части исследования основное внимание уделяется нормативно-правовым основам Болонского процесса, практике внедрения его ключевых инструментов в России и концептуальным расхождениям между европейским и отечественным подходами к высшему образованию. Вторая часть, которая будет опубликована в следующем номере журнала, сфокусирована на выявлении проблемных зон реализации Болонской системы в России и анализе дискуссий о трансформации высшего образования в контексте принятого решения о выходе из Болонского процесса.

Актуальность темы реализации Болонской системы в российском высшем образовании обусловлена недавними политическими решениями о выходе России из Болонского процесса. В своем обращении к Федеральному Собранию в 2023 году Президент РФ В.В. Путин инициировал процесс реформирования высшего образования, что привело к запуску пилотного проекта трансформации системы на базе ведущих российских университетов1 . Однако первые шаги реформы уже столкнулись с трудностями, в частности, с проблемами интеграции высшего образования и рынка труда, несмотря на предшествующие усилия по взаимодействию с Министерством труда и социальной защиты РФ2 .

Проблема реализации принципов Болонского процесса в системе высшего образования России привлекает значительное внимание исследователей. В научной литературе представлен широкий спектр мнений о степени воплощения болонских идей в российских вузах и влиянии данного процесса на качество образования. В российском контексте понятие «Болонская система» нередко трактуется неоднозначно, что связано с особенностями ее реализации в отечественной высшей школе. Дискуссии о степени внедрения Болонских принципов в России велись задолго до 2022 года, когда было принято решение о выходе из Болонского процесса. Часть экспертов указывала на преимущественно формальный характер преобразований, связанных с переходом на двухуровневую систему и внедрением зачетных единиц. Отмечалась неготовность многих вузов к реальной перестройке образовательного процесса в соответствии с Болонскими принципами3 . В то же время сторонники Болонского процесса подчеркивали его значение для интеграции российского высшего образования в мировое пространство и повышения его конкурентоспособности4 .

Для Цитирования:
А.В. Дружинин, Болонская система в России: нормативно-правовые основы и концептуальные расхождения. Юрист ВУЗа. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: