По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.432 DOI:10.33920/pol-01-2106-03

Блокчейн в государственной политике и управлении

Крылов Александр Александрович аспирант; кафедра политологии и государственной политики, Среднерусский институт управления — Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Российская Федерация, г. Орел, Е-mail: krylov_aa@mail.ru

Блокчейн является новой информационной технологией, которая может использоваться во многих сферах деятельности человека. Первым и наиболее известным примером использования технологии блокчейн является криптовалюта биткоин. На сегодняшний день криптовалюта преобразовалась в признанное обществом платежное средство, виртуальную валюту, которую принимают большие и мелкие предприятия, корпорации и сервисы. На сегодня ведут исследования и осуществляют реализацию ряда проектов с использованием технологии блокчейн в таких областях, как здравоохранение, средства массовой информации, электронное голосование, хранение файлов, смарт-контракты, страхование, государственный сектор (выдача паспортов, сбор налогов, регистрация земельных участков) и др. Корпорация IBM исследует технологию блокчейн и работает над созданием программного обеспечения, с помощью которого партнеры смогут заключать цифровые договоры, которые будут фиксироваться в глобальной сети. IBM также реализует проект под названием Adept, цель которого — отслеживание подключенных к сети устройств с помощью технологии блокчейн. Целью данной статьи является исследование направлений использования блокчейна в государственной политике.

Литература:

1. Бакшеева, А. Р., Гусарская, Т. А., Беляева, В. П. Особенности реализации государственной антикоррупционной политики в современной России: механизм государственного контроля в контрактной системе государственных закупок // Вопросы политологии. — 2020. — Т. 10, № 3 (55). — С. 761–768.

2. Бурда, М. А, Иванова, М. М. Антикоррупционная политика современной России: особенности формирования новых подходов государственного управления // PolitBook. — 2019. — № 2. — С. 83–96.

3. Нисневич, Ю. А. Публичная власть и коррупция: социально-антропологический подход // Политические исследования. — 2014. — № 6. — С. 32–51.

4. Воронцов, С. А., Понеделков А. В. Проблемы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе и пути их решения в современной России (обзор материалов круглого стола) // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2018. — № 1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-protivodeystviya-korruptsii-na-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sluzhbe-i-putiih-resheniya-v-sovremennoy-rossii-obzor (дата обращения: 20.04.2020).

5. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят 17.12.1979 резолюцией 34/169 на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). URL: http://base.garant. ru/1305338/ (дата обращения: 20.04.2020).

6. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31.10.2003). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ corruption.shtml (дата обращения: 20.04.2020).

7. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (ETS № 174). URL: http://docs. cntd.ru/document/901858911 (дата обращения: 20.04.2020).

8. Устинович Е. С. Цифровая экономика и новая социальная доктрина // Социальная политика и социальное партнерство. — 2017. — № 7. — С. 33–42.

9. Устинович, Е. С. Источники, методы и средства информационной деятельности органов государственной власти Российской Федерации [Текст] / Е. С. Устинович // Информационное право. — 2007. — № 3 (10). — С. 12–16.

10. Устинович, Е. С. Информационная деятельность федеральных органов исполнительной власти как специальный объект правового регулирования [Текст] / Е. С. Устинович // Юридический мир. — 2009. — № 4 (148). — С. 33–36.

11. Устинович, Е. С. Право на информацию: глобальный и национальный аспекты [Текст] / Е. С. Устинович, Е. М. Бледнова // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — № 16. — С. 18–21.

12. Устинович, Е. С. Массовое информирование в системе информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации [Текст] / Е. С. Устинович // Административное право и процесс. — 2010. — № 1. — С. 3–13.

13. Устинович, Е. С. Вопросы методологии информационной деятельности в государственном управлении [Текст] / Е. С. Устинович // Информационное право. — 2010. — № 3. — С. 3–5.

14. Устинович, Е. С. Формирование единого информационного пространства взаимодействия власти, бизнеса и общества [Текст] / Е. С. Устинович // Региональная экономика: теория и практика. — 2010. — № 45 (180). Специальный выпуск. — С. 17–22.

15. Устинович, Е. С. О концепции информационной деятельности в государственном управлении [Текст] / Е. С. Устинович // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — № 33 (90). — С. 42–47.

16. Устинович Е. С., Новикова Т. П. Современные теории государственного управления: основные концепции и их характеристики // Государственная власть и местное самоуправление. — 2011. — № 9. — С. 16–23.

17. Устинович, Е. С. Подходы к совершенствованию законодательства об информационной деятельности в государственном управлении [Текст] / Е. С. Устинович // Административное право и процесс. — 2011. — № 4. –С. 16–23.

18. Устинович, Е. С. Система взглядов и научных представлений относительно категории «гражданское общество» в российской правовой науке [Текст] / Е. С. Устинович // Гражданское общество в России и за рубежом — 2013. — С. 45–48.

19. Устинович Е. С., Железняков С. С. Определение политических критериев мониторинга социальноэкономического развития субъектов РФ: постановка проблемы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика, социология. Менеджмент. — 2015. — № 2. — С. 11–17.

20. Устинович, Е. С. Государственные информационные услуги [Текст] / Е. С. Устинович // Государство и право. — 2008. — № 10. — С. 86–88.

1. Baksheeva, A. R., Gusarskaja, T. A., Beljaeva, V. P. Osobennosti realizacii gosudarstvennoj antikorrupcionnoj politiki v sovremennoj Rossii: mehanizm gosudarstvennogo kontrolja v kontraktnoj sisteme gosudarstvennyh zakupok // Voprosy politologii. 2020. T. 10, № 3 (55). S. 761–768.

2. Burda, M. A, Ivanova, M. M. Antikorrupcionnaja politika sovremennoj Rossii: osobennosti formirovanija novyh podhodov gosudarstvennogo upravlenija // PolitBook. 2019. № 2. S. 83–96.

3. Nisnevich, Ju. A. Publichnaja vlast' i korrupcija: social'no-antropologicheskij podhod // Politicheskie issledovanija. 2014. № 6. S. 32–51.

4. Voroncov S. A., Ponedelkov A. V. Problemy protivodejstvija korrupcii na gosudarstvennoj i municipal'noj sluzhbe i puti ih reshenija v sovremennoj Rossii (obzor materialov kruglogo stola) // Severo-Kavkazskij juridicheskij vestnik. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-protivodeystviyakorruptsii-na-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sluzhbe-i-puti-ih-resheniya-v-sovremennoy-rossiiobzor (data obrashhenija: 20.04.2020).

5. Kodeks povedenija dolzhnostnyh lic po podderzhaniju pravoporjadka (Prinjat 17.12.1979 Rezoljuciej 34/169 na 106-m plenarnom zasedanii General'noj Assamblei OON). URL: http://base.garant.ru/1305338/ (data obrashhenija: 20.04.2020).

6. Konvencija Organizacii Ob#edinennyh Nacij protiv korrupcii. Prinjata rezoljuciej 58/4 General'noj Assamblei ot 31 oktjabrja 2003 goda. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ corruption.shtml (data obrashhenija 20.04.2020).

7. Konvencija o grazhdansko-pravovoj otvetstvennosti za korrupciju (ETS № 174). URL: http://docs.cntd.ru/ document/901858911 (data obrashhenija 20.04.2020).

8. Ustinovich E. S. Cifrovaja jekonomika i novaja social'naja doktrina//Social'naja politika i social'noe partnerstvo. 2017. — № 7. S. 33–42.

9. Ustinovich, E. S. Istochniki, metody i sredstva informacionnoj dejatel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti Rossijskoj Federacii [Tekst] / E. S. Ustinovich // Informacionnoe pravo. 2007. № 3 (10). S. 12–16.

10. Ustinovich, E. S. Informacionnaja dejatel'nost' federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti kak special'nyj ob#ekt pravovogo regulirovanija [Tekst] / E. S. Ustinovich // Juridicheskij mir. 2009. № 4 (148). S. 33–36.

11. Ustinovich, E. S. Pravo na informaciju: global'nyj i nacional'nyj aspekty [Tekst] / E. S. Ustinovich, E. M. Blednova // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2009. № 16. S. 18–21.

12. Ustinovich, E. S. Massovoe informirovanie v sisteme informacionnoj dejatel'nosti federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti Rossijskoj Federacii [Tekst] / E. S. Ustinovich // Administrativnoe pravo i process. 2010. № 1. S. 3–13.

13. Ustinovich, E. S. Voprosy metodologii informacionnoj dejatel'nosti v gosudarstvennom upravlenii [Tekst] / E. S. Ustinovich // Informacionnoe pravo. 2010. № 3. S. 3–5.

14. Ustinovich, E. S. Formirovanie edinogo informacionnogo prostranstva vzaimodejstvija vlasti, biznesa i obshhestva [Tekst] / E. S. Ustinovich // Regional'naja jekonomika: teorija i praktika. 2010. № 45 (180). Special'nyj vypusk. S. 17–22.

15. Ustinovich, E. S. O koncepcii informacionnoj dejatel'nosti v gosudarstvennom upravlenii [Tekst] / E. S. Ustinovich//Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2010. № 33 (90). S. 42–47.

16. Ustinovich E. S., Novikova T. P. Sovremennye teorii gosudarstvennogo upravlenija: osnovnye koncepcii i ih harakteristiki // Gosudarstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2011. № 9. S. 16–23.

17. Ustinovich, E. S. Podhody k sovershenstvovaniju zakonodatel'stva ob informacionnoj dejatel'nosti v gosudarstvennom upravlenii [Tekst] / E. S. Ustinovich // Administrativnoe pravo i process. 2011. № 4. S. 16–23.

18. Ustinovich, E. S. Sistema vzgljadov i nauchnyh predstavlenij otnositel'no kategorii «grazhdanskoe obshhestvo» v rossijskoj pravovoj nauke [Tekst] / E. S. Ustinovich // Grazhdanskoe obshhestvo v Rossii i za rubezhom 2013. S. 45–48.

19. Ustinovich E. S., Zheleznjakov S. S. Opredelenie politicheskih kriteriev monitoringa social'nojekonomicheskogo razvitija sub#ektov RF: postanovka problemy // Izvestija Jugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Serija. Jekonomika, sociologija. Menedzhment. 2015. № 2. S. 11–17.

20. Ustinovich, E. S. Gosudarstvennye informacionnye uslugi [Tekst] / E. S. Ustinovich // Gosudarstvo i pravo. 2008. № 10. S. 86–88.

Статья поступила 21.04.2021.

В современной российской гуманитарной науке уже достаточно наработано исследований, посвященных актуальным проблемам и вопросам цифровизации государственного управления [9–12, 16, 17], экономики [8, 14, 15] и политики [18–20]. Между тем ИТтехнологии трансформируют названные государственные и общественные системы практически ежедневно. ИТ-технологии всё больше находят себе применение в указанных сферах, прорываясь из сферы частного бизнеса. В полной мере это относится к технологии блокчейн.

Блокчейн (англ. blockchain, block — блок, chein — цепь) — цифровой реестр, в котором хронологически и публично учитываются все транзакции в сети биткоин. То есть, другими словами, блокчейн является распределенной и децентрализованной базой данных сформированной участниками экосистемы, в которой невозможно фальсифицировать данные из-за хронологической записи и публичного подтверждения всеми участниками сети транзакции, а также полный контроль участника системы над цифровым активом.

Основной и главной особенностью блокчейна является использование алгоритмов математического вычисления и исключение «человека» и человеческого фактора при принятии решения системой.

Основные преимущества блокчейна — доверие к алгоритму. Каждый пользователь сети Интернет может посмотреть исходный код блокчейна, что свойственно полному доверию системе.

1. Децентрализованность системы. В настоящее время все данные, находящиеся в Интернете, могут быть удалены по желанию коммерческих структур, государственной власти или вследствие хакерских атак. Децентрализованная сеть блокчейна решает эту проблему. Стоит отметить, что децентрализованная система не является базой данных или облачным хранилищем, технология распределенных реестров содержит лишь код, удостоверяющий существование определенного документа, но не сам документ.

2. Неизменность данных. Чтобы совершенное действие (тран закция) считалось достоверным, его формат и подписи должны проверить и подтвердить данные, хранящиеся у других участников системы. После этого транзакция записывается в «блок» (специальная структура для записи транзакции (групп транзакций) в системе), в котором находятся такие связанные между собой действия, чтобы их можно было быстро перепроверить. Блоки выстраиваются в цепочку, которая содержит информацию о всех операциях, когда-либо совершенных в конкретной базе данных. Распределенность базы данных и множество ее копий не позволяет одновременно изменить все связанные с изменяемым блоком цепочки, что делает подделку информации невозможной.

Для Цитирования:
Крылов Александр Александрович, Блокчейн в государственной политике и управлении. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: