По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.48 DOI:10.33920/vne-04-2102-03

Блокчейн как глобальная экономическая система (на примере туристского рынка)

Николай Владимирович Новичков д-р экон. наук, профессор, профессор Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС). Россия, 141221, Московская область, Пушкинский р-н, пос. Черкизово, ул. Главная, д. 99; e-mail: novichkov@gmail.com, ORCID: 0000-0001-7192-0312
Екатерина Андреевна Савченко магистр туризма, индивидуальный предприниматель. Россия, 623060, Свердловская область, Нижнесергинский р-н, пос. Лазоревый, ул. Зеленая, д. 2; e-mail: katyasavchenko@list.ru. ORCID: 0000-0003-3423-0464
Александра Владимировна Новичкова канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики и обеспечения экономической безопасности Нижегородского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, 603009, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 46; e-mail: ale-novichkova@yandex.ru. ORCID: 0000-0001-8140-5517

В статье раскрываются особенности применения технологии блокчейн как глобальной экономической системы. Отдельно акцентировано внимание на глобальном туристком рынке, который переживает масштабную трансформацию на основе применения технологии блокчейн. Актуальность данного направления представляется очень высокой, поскольку изменения носят всеобъемлющий и долгосрочный характер. Авторами обозначены тренды развития глобального туристского рынка на основе применения информационных технологий и изменения профиля и характера поведения потенциального потребителя туристских услуг. Также в статье описаны некоторые отдельные направления изменений глобального туристского рынка. Отдельно сформулировано и обосновано понятие «Турбизнес 3.0», связанное с институциональными изменениями в туристской сфере. Кроме того, обозначена необходимость разработки и реализации глобальных блокчейн-платформ как основы организации глобального туристского рынка. Цель исследования состоит в обосновании места и роли блокчейна как глобальной экономической системы на примере сферы туризма. Задачи исследования сводятся к обоснованию сущности и содержания блокчейна, выявлению направлений изменений глобальной экономики на основе блокчейна, обозначению перспектив развития туристского рынка на основе применения технологии блокчейн. Предмет исследования — технология блокчейн. Объект исследования — применение блокчейна на глобальном туристском рынке. Методы исследования: системный подход, статистический метод, метод моделирования. Обоснована сущность и содержание блокчейна как глобальной экономической системы, выявлены направления применения блокчейна в сфере туризма, сформулировано понятие «Турбизнес 3.0», обозначены тренды развития глобального туристского рынка, предложены направления, характеризующие трансформацию глобальной экономики в сфере туризма на основе технологии блокчейн.

Литература:

1. Новичков Н. В., Савченко Е. А., Новичкова А. В. Трансформация глобальных экономических систем как следствие пандемии коронавируса // Международная экономика. — 2020. — № 12. — С. 4–14.

2. Nakamoto S. Bitcoin: A peer-to-peer electronic cash system [Электронный ресурс]. URL: https://bitcoin.org/bitcoin.pdf (дата обращения: 18.01.2021).

3. Акофф Р. Л., Эмери Ф. Э. О целеустремленных системах. — М.: Советское радио, 1974. — 272 с.

4. Богданов А. А. Тектология: Всеобщая организационная наука. — М.: Финансы, 2003. — 496 с.

5. Надеев А. Т. Систематика. Кн. 1: Концепция систематики. — Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2006.

6. Parsons, Talcott. The Social System. — New York: Free Press, 1951.

7. Пайн Дж. и др. Экономика впечатлений: Работа — это театр, а каждый бизнес — сцена. — М., 2011. — 330 с.

8. Тапскотт Д., Тапскотт А. Технология блокчейн. То, что движет финансовой революцией сегодня. — Litres, 2020.

9. Свон М. Блокчейн: схема новой экономики. — М., 2016. — 224 с.

10. Новичков Н. В. Отель как субъект глобальной экономики впечатлений // Международная экономика. — 2018. — № 5. — С. 79–86.

1. Novichkov N. V., Savchenko E. A., Novichkova A. V. Transformaciya globalnyh ekonomicheskih sisnem kak sledstvie pandemii koronavirusa [Transformation of global economic systems as a consequence of the coronavirus pandemic]. Meschdunarodnaya ekonomika [The World Economics]. 2020, № 12, pp. 4–14 (in Russian).

2. Nakamoto S. “Bitcoin: A peer-to-peer electronic cash system”. Available at: https://bitcoin. org/bitcoin.pdf (accessed: 18.01.2021).

3. Akoff R. L., Emeri F. E. (1974) O celeustremlennyh sistemah [On purposeful systems]. Moscow: Sovetskoe radio, 1974, 272 p. (in Russian).

4. Bogdanov A. A. Tektologiya: Vseobschaya organizacionnaya nauka [Tectology: General Organizational Science]. Moscow: Financy, 2003, 496 p. (in Russian).

5. Nadeev A. T. Sistematika. Kn. 1: Koncepciya sistematiki [Systematics. Book. 1: Concept of taxonomy]. N. Novgorod: Izd-vo VVAGS. 2006 (in Russian).

6. Parsons, Talcott (1951). The Social System. New York: Free Press, 1951.

7. Pain G. et al. Ekonomika vpechatleniy: Rabota — eto teatr, a kaschdyi biznes — scena [Experience Economy: Work is theater, every business is a stage]. Moscow, 2011, 330 p. (in Russian).

8. Tapskott D., Tapskott A. Tehnologiya blokchein. To, chto dvischet fi nansovoi revoluciey segodnya [Blockchain technology. What is driving the fi nancial revolution today]. Litres, 2020 (in Russian).

9. Svon M. Blokchein: shema novot ekonomiki [Blockchain: A New Economy Scheme]. Moscow, 2016, 224 p. (in Russian).

10. Novichkov N. V. Otel’ kak sub’ekt globalnoy ekonomiki vpechatleniy [The hotel as an actor in the global experience economy]. Meschdunarodnaya ekonomika [The World Economics]. 2018, № 5, pp. 79–86 (in Russian).

В настоящее время в сфере глобального туризма сформировался ряд серьезных вопросов, требующих трансформации рынка и их решения. Среди таких вопросов можно обозначить следующие:

- расширение туристского рынка и постоянный рост числа людей, вовлеченных в туристские поездки;

- необходимость обеспечения экономической безопасности туристов, надежности транзакций и обеспечения гарантий качества предоставления туристского продукта;

- повышение доли индивидуальных (самодеятельных) туристов;

- рост популярности использования смартфонов и мобильных приложений для бронирования туров и использование их в иных туристских целях;

- глокализация как общий тренд, связанный с постоянным желанием выхода на глобальный рынок локальных предложений и продуктов;

- расширение числа производителей туристских продуктов, желающих напрямую общаться с потребителем, минуя посредников в лице туристических операторов или агрегаторов;

- выход на рынок поколения миллениалов (поколение Y), а также поколения Z, восприимчивых к новым технологиям.

Также необходимо учитывать глобальный переход к Шестому технологическому укладу в мире, в котором существенную роль в экономике будут играть big data, искусственный интеллект, блокчейн и иные проявления современных технологий, направленных на технологизацию бизнес-процессов.

Пандемия кронавируса (COVID-19) также внесла свои существенные коррективы в развитие глобального туристского рынка. Итог 2020 г. продемонстрировал практическое обнуление международных туристких поездок. Восстановление темпов роста, по мнению экспертов, возможно не раньше 2022–2023 гг. При этом некоторые аспекты глобального туристского рынка изменились самым существенным образом [1].

В связи с этим огромное значение приобретает технология блокчейна, способная оказать существенное влияние на развитие самых разных направлений и элементов туризма и туристской деятельности.

Блокчейн появился 3 января 2009 г. одновременно с появлением первой криптовалюты — биткойна [2]. Сейчас блокчейн стал уже полноценной глобальной экономической системой, которая создала новые возможности для развития экономики туризма и реализации экономической субъектности для всех производителей туристского продукта.

Для Цитирования:
Николай Владимирович Новичков, Екатерина Андреевна Савченко, Александра Владимировна Новичкова, Блокчейн как глобальная экономическая система (на примере туристского рынка). Международная экономика. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: