Мы часто слышим о том, что Россия участвует или, например, прекратила участие в работе тех или иных глобальных организаций и институтов. Неискушенные в перипетиях большой политики и экономики сограждане могут прийти в ужас от обилия внешних встреч и контактов. Чтобы немного разобраться, можно обозначить семь международных объединений, участие в которых является для нашей страны критически важным.
Итак, в первую очередь это Союзное Государство Белоруссии и России. Формально оно не является международной организацией, поскольку из его названия следует принцип построения объединенного государства двух стран постсоветского пространства. У данного государства есть, с одной стороны, общие государственные органы, союзный бюджет и даже согласованная внешняя и оборонная политика. Но при этом нет, например, единой налоговой системы и общей валюты — хотя по факту это российский рубль. Здесь, как говорится, есть к чему стремиться.
К Союзному Государству могут присоединиться и иные страны с территории бывшего СССР (в том числе частично признанные), но, будем справедливы, полноценным участником по ряду причин на сегодняшний момент может быть только Казахстан, что, я уверен, и произойдет на том или ином отрезке времени.
Кроме данного объединения, на постсоветском пространстве существенную роль для нас играют Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). ЕАЭС — объединение экономическое, существенным плюсом которого служит единое таможенное пространство. Это важный аспект, поскольку отсутствие таможенных границ внутри ЕАЭС стимулирует экономическую интеграцию и кооперацию и, как следствие, дает ускорение экономического роста.
Члены ЕАЭС сейчас — Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Членами ОДКБ являются эти же страны и Таджикистан. ЕАЭС может расшириться за счет, скажем, Таджикистана и Узбекистана. В перспективе к нему могут присоединиться даже Монголия, Иран, Сербия или Куба. Не будем забывать про Украину и Молдавию, которые в случае смены их внешнеполитического курса могут вполне вернуться к интеграции на пространстве бывшего СССР.
Следующим ключевым для России объединением стала Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая в 2001 г. задумывалась как организация обеспечения региональной безопасности. Однако на сегодняшний момент она превратилась в глобального игрока как в международной политике, так и в решении экономических вопросов. Сейчас в ШОС — 9 постоянных членов (Индия, Иран, Казахстан, Киргизия, Китай, Пакистан, Россия, Таджикистан, Узбекистан). В ближайшее время к ШОС присоединится Белоруссия.
Организация в настоящее время испытывает к себе глобальный интерес. Желание сотрудничать звучит от Монголии, Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ, Вьетнама, Бангладеш… Расширение здесь возможно крайне значительное, поскольку не требует от стран-участников каких-то особых качеств и достижений. Главное — быть готовым обсуждать перспективы международного развития, не ставя во главу угла интересы «вашингтонского обкома».
Также всеобщий интерес вызывает объединение БРИКС — клуб ведущих «незападных» держав — Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Притягательность организации понятна: если ты в БРИКС, значит влияешь на глобальную повестку. Напомню, что недавно страны БРИКС обогнали «Большую семерку» по совокупному объему ВВП, и тенденция уже отнюдь не в пользу бывших «хозяев мира».
Число заявок на вхождение в БРИКС уже давно измеряется десятками, но понятно, что расширение будет носить точечный характер. Безусловно, в объединении нужна испаноговорящая страна, скажем, Аргентина. Нужен представитель исламского мира, например Индонезия. Необходимы представители Арабского Востока и Африки — прежде всего Египет. Требования к вступлению в БРИКС неформальные, но они есть. Скажем, Москва не согласует принятие государств, которые присоединились к антироссийским западным санкциям. Авторитет и значимость государства-кандидата на международной арене также играют существенную роль. В общем, расширение БРИКС возможно, но это процесс небыстрый.
Нельзя пройти мимо «Большой двадцатки» (G20) и ООН. Обе площадки — обширные и крайне важные. Попытки изменения их статуса звучат постоянно, что связано, опять же, с желанием Вашингтона превратить любую международную организацию в инструмент своей геополитической игры. Здесь, как говорится, не надо поддаваться на провокации, а твердо стоять на своем, постоянно работая с партнерами и союзниками. Сегодня международная политическая и экономическая повестка — значимый момент в деле защиты национальных интересов. Призывы замкнуться и закрыться в своих границах не просто ошибочны, они преступны. Врага надо бить на его территории, а для этого надо использовать все возможности.