По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Благотворительность в кризис: кто и сколько тратит

Отношение к благотворительным организациям у россиян неоднозначное. Даже среди людей, жертвующих средства через подобные фонды, есть те, кто им не доверяет. Спорное отношение наблюдается и в вопросе о том, должны ли пожертвования быть публичными или анонимными. Об этом свидетельствуют результаты опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенного при участии благотворительного фонда «Русфонд», Всемирного фонда дикой природы (WWF) и в стратегическом партнерстве с «Рамблер.Финансами». Исследование проводилось в мае 2015 года методом личного интервью по анкете. Всего опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России.

Благотворительное поведение в целом у большинства россиян (64%) в период экономического кризиса не изменилось. Те, кто жертвовал, продолжают делать это в том же объеме, что и до рецессии. Но четверть жителей страны стали жертвовать меньше, чем раньше (24%).

Кризис практически не коснулся благотворительного поведения жителей Уральского федерального округа (77% жертвуют столько же, сколько и раньше, а 10% стали жертвовать больше). Сильнее всего трудные времена отразились на благотворительных пожертвованиях в Сибири. Каждый второй житель здесь стал жертвовать меньше, 36% жертвуют столько же.

Кризис в меньшей степени повлиял на благотворительное поведение молодежи 18–24 лет — 71% жертвуют столько же, 6% жертвуют больше, чем раньше (это вдвое выше среднероссийских показателей). Также в период кризиса благотворительная активность заметнее проявилась у людей с невысоким уровнем образования.

«Если сравнить данные доноров “Русфонда” в 2014 году и первом полугодии 2015 года, то среднее разовое пожертвование снизилось на 5–8% от частных доноров и на 12% от корпоративных, при этом общее количество пожертвований (без учета SMS) немного увеличилось», — такие данные приводит директор аналитического центра «Русфонд» Марина Аларичева.

Руководитель отдела по работе со сторонниками фонда WWF Ольга Бандалова замечает, что «17,8 тыс. россиян финансово поддержали проекты фонда в 2014 году и 25 тыс. человек в 2015 году. Это связано с пониманием людьми того, что, каким бы глубоким ни оказался спад, экономика страны рано или поздно восстановится».

«Одним из вариантов предотвращения возможного уменьшения объема пожертвований могло бы стать распространение простых форм перевода денежных средств в благотворительные фонды», — считает директор по исследованиям НАФИ Тимур Аймалетдинов.

Ольга Бандалова делится проблемами, которые возникают при переводе благотворительных платежей: «Механизмы регулярных платежей в России пока далеки от идеальных. Если захотите оформить списание самым популярным способом, через SМS, ваша попытка будет успешной только в 50% случаев. Чаще всего проблема связана с тем, что человек не успевает подтвердить свое пожертвование за те 20–30 минут, которые предоставляет ему для ответа оператор. Оформить списание с карт некоторых банков невозможно в принципе. Раздел “Благотворительность” во многих кабинетах интернет-банкинга либо отсутствует, либо скрыт в разделе “Другие услуги”, и люди даже не догадываются о его существовании. Но ситуация постепенно улучшается».

Для Цитирования:
Благотворительность в кризис: кто и сколько тратит. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2016;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: