Около 15 лет назад органы исполнительный власти начали внедрять в свои процессы так называемые Системы управления рисками (СУР). Эти системы позволяют перенести нагрузку по обработке больших массивов информации с человека (государственного служащего) на электронно-вычислительные системы.
Одной из первых СУР внедрила Федеральная таможенная служба (ФТС России). Инспекторы таможни получили в распоряжение мощный инструмент контроля, позволяющий в автоматическом режиме проверять каждый декларируемый товар. СУР позволила выявлять факты занижения таможенной стоимости, уклонения от уплаты таможенных платежей, оформления одних товаров под видом других, необоснованные требования о льготах по НДС и пошлине. Также данная система дала возможность выявления организаций, систематически нарушающих таможенное законодательство, но, с другой стороны, появились реестры компаний, являющихся «белыми», для которых процесс таможенного оформления был максимально упрощен, а проверки сведены к минимуму. Кроме того, система позволяла определять группы товаров с высокой степенью риска нарушения законодательства.
Впоследствии СУР таможни была интегрирована с аналогичными системами Федеральной налоговой службы (ФНС России), что позволило прослеживать все цепочки поставок товаров.
В настоящее время большинство надзорных органов применяют системы управления рисками в рамках риск-ориентированного подхода. В той или иной степени этот подход применяется более чем в 25 различных видах государственного контроля. Аналогичный подход применяется Федеральной налоговой службой.
Каким образом внедрение подобных новшеств отражается на бизнесе? Помогает ли предпринимателям рискориентированный подход? Ведет ли внедрение СУР к уменьшению нагрузки на бизнес и снижению количества проверок?
В июле 2015 г. в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ была внесена статья 8.1, закрепившая само понятие «риск-ориентированного подхода». В развитие этого положения Правительством принято Постановление от 17.08.2016 № 806.