По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.1 DOI:10.33920/pro-01-2510-05

Бизнес-способности как инструмент руководителя

Копченков В.С. корпоративный архитектор, консультант, Smart Architects, Россия, г. Санкт-Петербург, E-mail: vsk@smartarchitects.ru

Рассматривается понятие бизнес-способностей, возможности их применения как инструмента планирования и управления компанией, а также основные сложности, которые возникают при внедрении этой концепции в практику управления.

Дата поступления: 05.12.2024. Дата принятия к публикации: 09.01.2025

Использование концепции бизнес-способностей и планирования на их основе позволяет структурировать процесс принятия решений, связывая стратегические цели компании с конкретными практическими действиями, необходимыми для их реализации. Это позволяет оптимизировать ресурсы, фокусируясь на бизнес-способностях, которые наиболее значимы для бизнеса, управлять изменениями через понимание зависимостей между процессами, технологиями и человеческими ресурсами, измерять прогресс.

Бизнес-способности (англ. Business Capabilities) — устойчивый вид деятельности в организации, определяемый уникальным набором знаний, навыков и ресурсов, которыми обладает компания. Это набор умений компании.

Представление сложной бизнес-системы в виде относительно простого набора взаимосвязанных бизнес-способностей позволяет упростить и ускорить процесс принятия управленческих решений по развитию компании, связать стратегические цели с работой сотрудников.

Формирование концепции бизнес-способностей

В 1990 году появляется теория ключевых компетенций (core competencies) в работе Hamel и Prahalad (The Core Competence of the Corporation, HBR, MayJune 1990). В 90-е также начинается разработка компонентной модели бизнеса (Business Component Model). Позже эта модель станет основой для методологий корпоративной архитектуры IBM. Это были первые попытки формализации бизнеса через функциональные компоненты. Публикация книги The Discipline of Market Leaders за авторством Michael Treacy и Fred Wiersema ввела четкое разделение терминологии capabilities на leadership, process и systems capabilities.

В 1998 году IBM официально представляет Business Component Model: формальная декомпозиция бизнеса на компоненты, создание универсальной структуры для разных отраслей. В начале 2000-х концепция бизнес-способностей и компонент активно обсуждаются среди консультантов, оба подхода начинают применяться в корпоративной архитектуре. Появляются первые референсные карты бизнес-способностей.

Для Цитирования:
Копченков В.С., Бизнес-способности как инструмент руководителя. Управление качеством. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: