Вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом еще более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности.
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Руководители всегда сознавали, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Суть мотивации сотрудников в современном менеджменте состоит в познании и реализации путей их личных интересов, предоставлении им возможностей реализовать себя в процессе достижения целей организации.
Основная цель системы мотивации — это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Никто точно не может сказать, как детально действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующий фактор, когда он сработает и почему. Руководитель организации должен сам выбирать, каким образом стимулировать каждого работника для достижения целей организации. Если этот выбор сделан удачно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы людей на благо процветания фирмы и общества в целом.
В общем виде под мотивацией человека к деятельности подразумевается совокупность движущих сил, которые побуждают человека к выполнению определенных поступков. Данные силы находятся как внутри человека, так и в окружающем его мире, и мотивируют его совершать осознанно или неосознанно определенные действия.
Мотивация является совокупностью внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека к определенным поступкам. Влияние мотивации на поступки человека зависит от большого количества факторов и может видоизменяться под влиянием обратной связи со стороны деятельности человека. Всем известный метод кнута и пряника был самым первым из используемых приемов влияния на людей для успешного осуществления задач компании [1].