По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2 DOI:10.33920/nik-02-2505-01

Бизнес-образование как современный тренд профессиональной подготовки кадров и обучения предпринимательству

Дадалко Светлана Викторовна кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента Международного университета «МИТСО» (Минск) 220099, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Казинца, 21/3, Эл. адрес: svetarozedad@gmail.com, Оrcid.org/0000-0001-9606-118X
Дадалко Василий Александрович доктор экономических наук, профессор, профессор Высшей школы управления Российского университета дружбы народов, действительный член (академик) Академии военных наук Российской Федерации 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6, Эл. адрес: antikrizis1@bk.ru, Оrcid.org/ 0000-0001-5436-3286

В статье рассматриваются проблемы и подходы к подготовке квалифицированных специалистов в области предпринимательской деятельности, обучению предпринимательству на всех уровнях образовательного процесса, особенностей бизнес-образования в Республике Беларусь и за рубежом. На основе анализа существующей системы подготовки кадров даются рекомендации по повышению эффективности их профессиональной подготовки.

Литература:

1. Гриббен Энтони А. Обучение предпринимательству: задачи и возможности. ЕФО, 2006. [Электронный ресурс] // URL: http://213.215.218.75/pubmgmt.nsf/ (getAttament)/ (дата обращения: 6.11.2024).

2. Егоров И., Леоненкова Я. Можно ли научить предпринимательству? [Электронный ресурс.]//Режим доступа: URL: http://www.cfe.ru/resource_center/magazine/ issue580/579.htm/ (дата обращения: 6.11.2024).

3. Коробова, Е.А. Молодые российские предприниматели о потребностях в обучении и совершенствовании компетенций для ведения бизнеса (на материалах исследования, проведенного в субъектах Дальнего Востока) / Е.А. Коробова. — // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 531–534. — URL: https://moluch.ru/ archive/419/93118/ (дата обращения: 6.11.2024).

4. О Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30.11.2021, № 683 [Электронный ресурс] // Национальный правовой портал Республики Беларусь. — URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22100683&p1=1. — Дата доступа 6.11.2024.

5. Протаскин В. Почему в Беларуси много образованных людей, но не хватает квалифицированных специалистов. [Электронный ресурс.] URL: http://news.tut. by/177357.html/ (дата обращения: 6.11.2024).

1. Gribben Anthony A. Entrepreneurship education: challenges and opportunities. EFO, 2006. [Electronic resource] // URL: http://213.215.218.75/pubmgmt.nsf/ (getAttament)/ (accessed: 6.11.2024).

2. Egorov I., Leonenkova Ya. Is it possible to teach entrepreneurship? [Electronic resource.] // Access mode: URL: http://www.cfe.ru/resource_center/magazine/ issue580/579.htm/ (accessed: 6.11.2024).

3. Korobova, E.A. Young Russian entrepreneurs on the needs for training and improving competencies for doing business (based on a study conducted in the constituent entities of the Far East) / E.A. Korobova. — // Young scientist. — 2022. — No. 24 (419). — P. 531–534. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93118/ (date of access: 6.11.2024).

4. On the Concept of Development of the Education System of the Republic of Belarus until 2030: Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus, 30.11.2021, No. 683 [Electronic resource] // National Legal Portal of the Republic of Belarus. — URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22100683&p1=1. — Date of access 6.11.2024.

5. Protaskin V. Why are there many educated people in Belarus, but not enough qualified specialists. [Electronic resource.] URL: http://news.tut.by/177357.html/ (date of access: 6.11.2024).

Статья поступила 12.01.2025 г. Статья одобрена к публикации 02.02.2025 г.

В экономически развитых странах уделяется значительное внимание предпринимательству со стороны систем образования и более широких структур, связанных с обучением. Вместе с тем, до сих пор отсутствует четкое определение термина «обучение предпринимательству». Объясняется это, в частности тем, что до сих пор среди ученых и специалистов не существует согласованного мнения, на каком уровне образовательной системы следует начинать такое обучение, какова природа данного обучения, какие предметы следует включить в обучение, и кто должен проводить обучение. Дополнительные трудности возникают также из-за скудной исследовательской базы и отсутствия «общепринятых принципов, моделей и теорий образования в сфере предпринимательства». В то же время, следует различать два понятия: обучение предпринимательству и бизнес-образование. Если раньше бизнес-образование было в основном сфокусировано на менеджменте организаций, карьерном росте и других направлениях в условиях стабильности, то требованиями к лидерам экономики в условиях нестабильности являются: предприимчивость, способность постоянно находить возможности и избегать риски. Это уже предпринимательство, а не бизнес-образование.

Предпринимательство — это способ мышления и способ выживания в условиях ограниченных ресурсов и как результат — рост в условиях нестабильности, а формированию предпринимательского духа может способствовать грамотная политика по обучению предпринимательству. Вместе с тем, тема бизнес-образования и обучения предпринимательству в современных условиях весьма актуальна и объясняется это следующим. Малый и средний бизнес сегодня является тем «краеугольным камнем развития» и «локомотивом» всех тех экономических процессов, которые проистекают в государстве, основой для устойчивого развития экономики любой страны как отрасль и сфера социальной экономической и политической жизни.

В сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу и формированию «среднего класса» как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества. В зарубежных странах малый и средний бизнес (МСП) представляет собой главную сферу занятости населения, способствует развитию инновационного потенциала экономики, поиску и внедрению новых форм деятельности производства, а также сбыта и финансирования. Кроме того, органично связанное с крупным бизнесом малое предпринимательство является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Опыт и капитал малого бизнеса, особенно в торговой и инновационной сфере, инициирует создание крупных фирм. Например, у ряда крупных компаний около 50% от общего объема закупочных торгов в сфере ИТ приходится на малые и средние компании, которые не только поставляют ИТ-оборудование и ИТ-услуги, но берут на себя большую часть сервисных функций и являются источником идей и технологических инноваций. Также среди примеров наиболее продуктивного взаимодействия с субъектами МСП можно привести проекты в сфере повышения информационной безопасности и защите компьютерных сетей; программное обеспечение для автоматизации документооборота, электронных архивов и управления корпоративным контентом; комплексные услуги по проектированию, оптимизации, внедрению и поддержке ИТ-инфраструктуры крупных компаний.

Для Цитирования:
Дадалко Светлана Викторовна, Дадалко Василий Александрович, Бизнес-образование как современный тренд профессиональной подготовки кадров и обучения предпринимательству. Ученый совет. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: