Статья поступила 12.01.2025 г. Статья одобрена к публикации 02.02.2025 г.
В экономически развитых странах уделяется значительное внимание предпринимательству со стороны систем образования и более широких структур, связанных с обучением. Вместе с тем, до сих пор отсутствует четкое определение термина «обучение предпринимательству». Объясняется это, в частности тем, что до сих пор среди ученых и специалистов не существует согласованного мнения, на каком уровне образовательной системы следует начинать такое обучение, какова природа данного обучения, какие предметы следует включить в обучение, и кто должен проводить обучение. Дополнительные трудности возникают также из-за скудной исследовательской базы и отсутствия «общепринятых принципов, моделей и теорий образования в сфере предпринимательства». В то же время, следует различать два понятия: обучение предпринимательству и бизнес-образование. Если раньше бизнес-образование было в основном сфокусировано на менеджменте организаций, карьерном росте и других направлениях в условиях стабильности, то требованиями к лидерам экономики в условиях нестабильности являются: предприимчивость, способность постоянно находить возможности и избегать риски. Это уже предпринимательство, а не бизнес-образование.
Предпринимательство — это способ мышления и способ выживания в условиях ограниченных ресурсов и как результат — рост в условиях нестабильности, а формированию предпринимательского духа может способствовать грамотная политика по обучению предпринимательству. Вместе с тем, тема бизнес-образования и обучения предпринимательству в современных условиях весьма актуальна и объясняется это следующим. Малый и средний бизнес сегодня является тем «краеугольным камнем развития» и «локомотивом» всех тех экономических процессов, которые проистекают в государстве, основой для устойчивого развития экономики любой страны как отрасль и сфера социальной экономической и политической жизни.
В сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу и формированию «среднего класса» как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества. В зарубежных странах малый и средний бизнес (МСП) представляет собой главную сферу занятости населения, способствует развитию инновационного потенциала экономики, поиску и внедрению новых форм деятельности производства, а также сбыта и финансирования. Кроме того, органично связанное с крупным бизнесом малое предпринимательство является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Опыт и капитал малого бизнеса, особенно в торговой и инновационной сфере, инициирует создание крупных фирм. Например, у ряда крупных компаний около 50% от общего объема закупочных торгов в сфере ИТ приходится на малые и средние компании, которые не только поставляют ИТ-оборудование и ИТ-услуги, но берут на себя большую часть сервисных функций и являются источником идей и технологических инноваций. Также среди примеров наиболее продуктивного взаимодействия с субъектами МСП можно привести проекты в сфере повышения информационной безопасности и защите компьютерных сетей; программное обеспечение для автоматизации документооборота, электронных архивов и управления корпоративным контентом; комплексные услуги по проектированию, оптимизации, внедрению и поддержке ИТ-инфраструктуры крупных компаний.