Глобальной, жизненно важной проблемой нашей страны на современном этапе ее развития является радикальная модернизация всей экономики на основе формирования инновационной системы. Президент РФ В.В. Путин поставил задачу в короткий срок выйти по темпам роста экономики на мировой уровень, а к 2025 г. обеспечить опережение мирового уровня по экому важнейшему показателю. Задача чрезвычайно сложная, требующая ответственного, творческого, инновационного подхода к ее решению.
Как известно, высшее образование в инновационной системе занимает одно из ведущих мест. Это обусловлено тем, что инновационная экономика базируется на научно-интелектуальном уровне развития человеческого потенциала, которое может обеспечить только высококачественное, научно-интегрированное, регулярно возобновляемое знание. Система образования развитых стран, в которых в той или иной мере уже функционирует инновационная экономика, экономика знаний, в полной мере соответствует указанным критериям. В этом отношении следует отметить экономику США, Англии, Франции, Германии и других высокоразвитых стран. Что касается качества образования в России, то к сожалению, по признанию многих экспертов, оно ухудшилось даже по сравнению с уровнем в СССР. Особенно это характерно для ряда последних лет, в частности, в связи с введением в школах ЕГЭ, когда развитие творческих способностей школьников стало подменяться механистическим «натаскиванием» на сдачу ЕГЭ.
До настоящего времени идут дискуссии о том, в каких вузах выше качество образование, в государственных или частных? Не редкое явление, когда частные вузы огульно и бездоказательно обвиняются не только в плохом качестве подготовки специалистов, но и в том, что они являются коррупционными структурами. «Частные же вузы, — пишет Александр Виленский, руководитель центра формирования предпринимательской среды ГУ ВШЭ, — ориентирующиеся главным образом не на качество знаний своих выпускников, а на количество выданных дипломов, конкуренцию проигрывают. Да и как ее не проигрывать, если у многих из них главными фигурами являются бухгалтер, получающий плату за учебу, и тот, кто выписывает дипломы… Такие вузы по существу не являются образовательными учреждениями, а обычными коррупционными системами». [1]