Значительное сокращение пчелиных семей, вызванное коллапсом пчелиных колоний (осенним слетом семей), вызывает снижение производства меда и биологически активных продуктов пчеловодства, используемых в общей терапии и профилактике различных болезней. Это также указывает на необходимость разработки и внедрения новых технологий в управлении жизнедеятельностью и содержанием пчел в гнездовых постройках, соответствующих природному образцу (стандарту) [1, 5, 7, 10, 11, 14–18].
Моделирование гнездовых построек с архитектоникой ячеек, приближенных природному образцу, на фоне стимулирующих подкормок с инвертированным сиропом с белковыми наполнителями в рамочном пчеловодстве может стать действенным биологическим и технологическим прорывом не только в повышении продуктивности пчелиных семей, но и в выращивании полноценного потомства в последующих генерациях пчел [1, 4–10, 12, 13, 15, 17].
Особенно это является актуальным по отношению к воспроизводству весенней генерации медоносных пчел, которые должны вырастить полноценную генерацию летних пчел, обеспечивающих продуктивные показатели пчелиных семей на главном медосборе [1, 5, 10, 15, 17].
Характерной особенностью данного периода является то, что пчелиные семьи должны проявлять высокую гнездостроительную активность и нарастить силу. Живая масса пчелиных семей и рабочих пчел, объем их гемолимфы, степень развитости жирового тела, уровень аминокислот гистидина и тирозина являются критерием, обеспечивающим биологические показатели и хозяйственно полезные признаки [1–3, 8, 9, 11, 14, 15, 17].
При этом сила пчелиных семей – это результирующий биологический показатель, который служит векторной составляющей, обеспечивающей все жизненно важные функции рабочими пчелами [10–12, 15].
В то же время гемолимфа рабочих пчел, богатая разнообразными аминокислотами, как незаменимыми, так и заменимыми, обеспечивает выполнение таких жизненно важных функций, как синтез белков на экспорт и для внутриклеточных нужд, а также, участвуя в переаминировании сахаров, поставляет компоненты для обновления внешних хитиновых покровов [6, 7–12, 14].