По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.89-008.47-053.2-07:616.831-073.97

Биоэлектрическая активность головного мозга по данным спектрального анализа ЭЭГ у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Шугар Ольга Павловна врач-невролог, ООО «Клинический санаторий-профилакторий «Родник», 614032, Пермь, ул. Кировоградская, д. 110, аспирант кафедры физической культуры с курсами медико-социальной и физической реабилитации ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Пермская Государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера Минздравсоцразвития», 614000, Пермь, ул. Петропавловская, д. 26, раб. тел. 8 (342)-252-67-52, тел.: +7 (342) 212-34-87
Бронников Владимир Анатольевич профессор, д-р мед. наук, заведующий кафедрой физической культуры и здоровья с курсами медико-социальной и физической реабилитации ФПК и ППС ГБОУ ВПО «Пермская Государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера Минздравсоцразвития», 614000, Пермь, ул. Петропавловская, д. 26, тел.: +7 (342) 212-34-87
Пинчук Дмитрий Юрьевич профессор, д-р мед. наук, специалист в области нейрофизиологии и восстановительного лечения, заведующий отделением функциональной диагностики Городского центра восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями, 196135, Санкт-Петербург, ул. Фрунзе, д. 10

В статье представлены результаты исследования спектральных мощностей основных ритмов ЭЭГ у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности с преобладанием невнимательности (СДВГ-Н) и комбинированным вариантом (СДВГ-К) в возрастные периоды 7−9 и 10−12 лет. По данным спектрального анализа ЭЭГ определены основные зоны корковой дисфункции, обусловленные локальными и дистантными нарушениями регуляторных процессов со стороны неспецифических систем мозга. Оценка спектральной мощности основных ритмов ЭЭГ выявила особенности нейродинамического обеспечения нейроонтогенеза у данной категории пациентов. Представленные результаты могут быть использованы для подбора и разработки дифференцированных методик и лечебных схем нефармакологической терапии – метода транскраниальной микрополяризации головного мозга.

Литература:

1. Благосклонова Н. К., Новикова Л. А. Электроэнцефалография детского возраста. − М.: Медицина, 1994. − 202 с.

2. Белоусов В. Ю. Бронников В. А., Кравцов Ю. И., Вильдеман А. В. Возрастная динамика биоэлектрической активности мозга у детей со спастическими формами церебральных параличей в зависимости от тяжести и латерализации двигательных нарушений // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии.− 2012. − № 2. − С. 53−65.

3. Богданов О. В., Пинчук Д. Ю., Михайленок Е. Л. Изменение фоновой ЭЭГ при выработке нового двигательного навыка приемами ФБУ у детей. Сообщение 1. Различия количественных параметров ЭЭГ больных ДЦП и здоровых детей // Физиология человека. – 1990. − Т. 16, № 6. − С. 57−63.

4. Болдырева Г. Н., Жаворонкова Л. А., Шарова Е. В., Добронравова И. С. Межцентральные отношения ЭЭГ как отражение системной организации мозга человека в норме и патологии // ЖВНД. – 2003. – Т. 53, № 4. – С. 391−401.

5. Болдырева Г. Н., Шарова Е. В., Коптелов Ю. М., Щепетков А. Н., Никитин К. В., Корниенко В. Н., Фадеева Л. М. Исследование генеза патологических паттернов ЭЭГ при опухолевых и травматических поражениях мозга человека // Физиол. человека. – 2005. – Т. 30, № 1. – С. 24−32.

6. Бронников В. А. Интегративная деятельность мозга в условиях дизнейроонтогенеза и при формировании функциональных систем двигательного анализатора у детей со спастическими формами церебральных параличей (проспективное исследование): Автореф. дисс. … д-ра мед. наук. – Пермь, 2005. – 37 с.

7. Бронников В. А., Белоусов В. Ю., Кравцов Ю. И., Вильдеман А .В. Частотно-спектральные характеристики альфа-ритма у детей со спастическими формами церебральных параличей // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2013. − № 2. − С. 78−85.

8. Горбачевская Н. Л., Заваденко Н. Н., Якупова Л. П. Электрофизиологическое исследование детской гиперактивности // Физиология человека. − 1996. – № 5. −С. 49.

9. Горбачевская Н. Л. Особенности формирования ЭЭГ у детей в норме и при разных типах общих (первазивных) расстройств развития: Автореф. дисс. … д-ра биол. наук. – М., 2000. – 43 с.

10. Гриндель О. М., Жаворонкова JI. A. Электроэнцефалограмма здорового человека. В кн.: Нейрофизиологические исследования в клинике. − М.: АНТИДОР, 2001. − С. 39−44.

11. Гриндель О. М., Сазонова О. Б. Введение в клиническую ЭЭГ / Нейрофизиологические исследования в клинике. − М.: Антидор, 2001. − С. 13−128.

12. Гусельников В. И. Электрофизиология головного мозга. − М.: Высшая школа, 1976. 423 с.

13. Гусельников В. И., Изнак А. Ф. Ритмическая активность в сенсорных системах. − М.: Изд-во МГУ, 1983. − 214 с.

14. Дубикайтис Ю. В., Дубикайтис В. В. Очерки клинической электроэнцефалографии. − СПб.: Терция, 2004. − 150 с.

15. Жирмунская Е. А. Клиническая электроэнцефалография. – М.: Мэйби, 1991. – 77 с.

16. Жирмунская Е. А. В поисках объяснения феноменов ЭЭГ. – М.: Элби, 1996. – 117с.

17. Зенков Л. Р., Ронкин М. А. Функциональная диагностика нервных болезней: рук-во для врачей. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – 488 с.

18. Кожушко Н. Ю. Возрастные особенности формирования биоэлектрической активности мозга у детей с отдаленными последствиями перинатального поражения ЦНС. Сообщение 1. Спонтанная активность // Физиология человека. – 2005. – Т. 31, № 1. – С. 5−14.

19. Мачинская Р. И., Крупская Е. В. ЭЭГ-анализ функционального состояния глубинных регуляторных структур мозга у гиперактивных детей 7−8 лет // Физиология человека – 2001. – Т. 27, № 3. – С. 122−124.

20. Осовец С. М., Гинзбург Д. А., Гурфинкель В. С., Зенков Л. Р., Латаш Л. П., Малкин В. Б., Мельничук П. В., Пастернак Е. Б. Электрическая активность мозга, механизмы и интерпретация // Успехи физических наук. – 1983. – Т. 141, № 1. – С. 103−150.

21. Пинчук Д. Ю. Клинико-физиологическое исследование направленных транскраниальных микрополяризаций у детей с дизонтогенетической патологией ЦНС: Автореф. дисс. … д-ра мед. наук. – СПб., 1997. – 42 с.

22. Пинчук Д. Ю. Транскраниальные микрополяризации головного мозга. Клиника. Физиология. − СПб.: Человек, 2007. − 486 с.

23. Святогор И. А. Классификация ЭЭГ-паттернов и их нейрофизиологическая интерпретация при дезадаптационных расстройствах // Биологическая обратная связь. – 2000. – Т.II, № 3. – С. 10−19.

24. Святогор И. А. Классификация ЭЭГ-паттернов и их нейрофизиологическая интерпретация при дезадаптационных расстройствах: методические рекомендации. − СПб., 2001. − 32 с.

25. Фарбер Д. А., Семенова Л. К., Алферова В. В. Структурно-функциональное созревание развивающегося мозга. − Л.: Наука, 1990. – 198 с.

26. Фарбер Д. А., Дубровинская Н. В. Организация развивающегося мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности) // Физиология человека. – 1991. − № 5. − С. 17.

27. Хомская Е. Д. Нейропсихология. − СПб., 2007.

28. Чутко Л. С., Пальчик А. Б., Кропотов Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. – СПб.: ИД СПбМАПО, 2004. – 112 с.

29. Чутко Л. С. Клинико-психофизиологические особенности и дифференцированная терапия синдрома нарушения внимания с гиперактивностью: Дисс. … д-ра мед. наук. – СПб., 2004. – 315 с.

30. Яковлев Н. М., Косицкая З. В., Пинчук Д. Ю., Моховикова И. А., Русановский В. В. Реорганизация паттерна ЭЭГ у подростков с дефицитом внимания и токсикоманией в процессе комплексного функционального лечения // Психофармакология и биологическая наркология. – 2005. − № 2. − С. 957−962.

31. Clarke A.R. EEG-defi ned subtypes of children with attention defi cit hyperactivity disorder / A.R. Clarke et al. // J. Clin. Neurophysiology. – 2001. – Vol. 112. №5. – p. 2091−2105.

32. Cornelio-Bieto J.O., Borbolla-Sala M.E., Gallegos-Dimas A. Electroencephalographic alterations in children with attention defi cit hyperactivity disorder // Revista de Neurologio. − 2011. – 52 (1) – p. 97−101.

33. Lubar J.F. Quantitative EEG and Auditory Event-Related Potentials in the Evaluation of Attention-Defi cit/ Hyperactivity Disorder: Effects of Methylphenidate and Implications for Neurofeedback Training. / JF Lubar, MO Swartwood , JN Swartwood , DL Timmermann // J. Psychoeducat Ass ADHD Special. 1995. № 143. p.160.

34. Mann C.A. Quantitative analysis of EEG in boys with attention defi cit hyperactivity disorder: Controlled study with clinical implication. / A.C. Mann, J.F. Lubar, A.W. Zimmerman // J. Pediatric Neurology. 1992. 8 :30

35. Monastra V.J. The development of a quantitative electroencephalographic scanning process for attention defi cit hyperactivity disorder: reliability and validity studies. / V.J. Monastra, J.F. Lubar, M. Linden // Neurophysiology. 2001. Vol. 15, №1, p. 136−144.

36. Pinchuk D., Katisheva M., Sidorenko G., Yurieva R. Investigation of brain plasticity in children with minimal brain disfunctions during directed transcranial stimulations // 10-th World congress of International Association for the scientifi c study of intellectual disabilities. Helsinki, Finland, 1996. P. 136

37. Pinchuk D., Vasserman M., Sirbiladze K., Pinchuk O. Changes of electrophysiological parameters and neuropsychological characteristics in children with psychic development disorders after transcranial direct current stimulation (tDCS) // Polish Annals of Medicine , 2012 (19), 9−14. Available online 5 May 2012. ttp://dx.doi. org/10.1016/j.poamed.2012.04.002.

38. Swanson JM. Attention-defi cit hyperactivity disorder and hyperkinetic disorder / JM Swanson, JA Sergeant, E Taylor et al. // Attention-defi cit hyperactivity disorder and hyperkinetic disorder. 1998. Lancet.vol. 351 № 429. p.33.

39. Taciana G. Developments and challenges in the diagnosis and treatment of ADHD / G. Taciana, a Dias C., C. Kieling, A.S. Graeff-Martins, T. S. Moriyama, L. A. Rohde, G. V. Polanczyk. 2013. Rev. Bras. Psiquiatr. Vol. 35, supl. 1.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (или без гиперактивности) (СДВГ) относится к группе полиэтиологических заболеваний и является одним из наиболее распространенных нервно-психических расстройств детского возраста, встречающиеся у 5−18 % детей и подростков [27, 28, 36]. СДВГ в настоящее время рассматривается как одна из основных причин школьной и социальной дезадаптации, но, несмотря на наличие исследований, касающихся данных вопросов, на сегодняшний день не существует единой патогенетической концепции формирования СДВГ, остается много противоречий относительно нозологической принадлежности данного патологического состояния [6−8, 18, 19, 27, 28, 30, 32, 36, 39].

В связи с этим изучение механизмов патогенеза, особенностей нейродинамических процессов с выделением ведущих уровней дизрегуляции по данным спектрального анализа ЭЭГ весьма актуально [6−9]. В настоящее время спектральный анализ является достаточно распространенным способом оценки ЭЭГ. Используя данный метод, получены данные, свидетельствующие об отличиях здоровых детей и детей с СДВГ, а также изменения спектральной мощности бета-ритма и тэта-ритма предложены в качестве базовых управляемых параметров при проведении сеансов биологической обратной связи по ЭЭГ у пациентов с СДВГ [21, 23, 24, 28, 33].

Установлено, что биоэлектрическая активность головного мозга (БЭА ГМ) у детей с СДВГ характеризуется полиморфностью, у части детей наблюдается усиление тэта- и дельта-активности в передних зонах коры и уменьшение представленности в этих областях бета-ритма в полосе от 12 до 21 Гц [34]. Получены данные о том, что соотношение тэта- и бета-ритма у детей с СДВГ в несколько раз выше, чем у здоровых сверстников, а также преобладание в биоэлектрической активности головного мозга медленной активности в теменно-затылочных областях, что может быть одним из признаков незрелости, данных отделов мозга к определенному возрасту [31, 35]. Ряд исследователей отмечают четкий правосторонний акцент нарушений с преимущественным вовлечением лобноцентральных и теменно-височных зон коры головного мозга; а также различную от здоровых сверстников возрастную динамику формирования БЭА в целом и в узкой полосе частот альфадиапазона [8, 19, 23, 25, 33].

Для Цитирования:
Шугар Ольга Павловна, Бронников Владимир Анатольевич, Пинчук Дмитрий Юрьевич, Биоэлектрическая активность головного мозга по данным спектрального анализа ЭЭГ у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2015;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: