По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

«Билет в Арктику»

Анна Симакова старший научный сотрудник, кандидат социологических наук, Центр бюджетного мониторинга ПетрГУ
Евгения Хотеева ведущий специалист, Центр бюджетного мониторинга ПетрГУ
Валерий Гуртов директор, доктор физико-математических наук, профессор, Центр бюджетного мониторинга ПетрГУ

Для привлечения будущих специалистов к жизни и перспективной работе в арктических регионах были успешно задействованы мероприятия многоуровневого интенсива «Билет в Арктику». Данная профориентационная методика Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского госуниверситета в 2023 г. включила в себя два направления: дистанционный формат в виде урока для школьников и студентов СПО и очный профориентационный практикум — воркшоп для школьников и педагогов.

Литература:

1. Ефимов И. П., Гуртов В. А., Степусь И. С. Кадровая потребность экономики Российской Арктики: взгляд в будущее//Вопросы экономики. — 2022. — № 8. — С. 118–132. — DOI: 10.32609/0042–8736–2022–8-118–132.

2. Степусь И. С., Аверьянов А. О., Гуртов В. А. Индикаторы взаимосвязи системы образования и рынка труда: разработка и апробация//Интеграция образования. — 2022. — Т. 26, № 4. — С. 594–612. — DOI: https://doi.org/ 10.15507/1991–9468.109.026.202204.594–612.

3. Симакова А. В. Профессиональное самоопределение школьников 8–10 классов арктических и дальневосточных регионов: социологический анализ//Социологическая наука и социальная практика. — 2019. — № 3. — С. 72–91.

4. Харченко К. В. Информационное обеспечение профориентации молодежи в регионах Арктической зоны РФ: на пути к стандартизации интернет-ресурсов//Человеческий капитал. — 2021. — № 8 (152). — С. 61–70. — DOI: 10.25629/HC.2021.08.07.

5. Гуртов В. А., Хотеева Е. А. Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «хочу, могу и надо»//Интеграция образования. — 2018. — Т. 22, № 1. — С. 134–150. — DOI: 10.15507/1991– 9468.090.022.201801.134–150.

6. Сигова С. В., Кекконен А. Л., Питухин Е. А. Прозрачная информационная среда рынка труда//Общественные науки и современность. — 2016. — № 3. — С. 64–74.

7. Захаров Л. В. Провокативный подход к конструированию профориентационной работы: модель двухуровневой мотивации субъекта самоопределения//Непрерывное образование: XXI век. — 2020. — Вып. 2 (30). — URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=5694. — DOI: 10.15393/j5.art.2020.5694.

8. Навигатор востребованных профессий в Арктической зоне Российской Федерации 2021–2035. — URL: https://nav20.netlify.app/#/.

Арктическая зона Российской Федерации (АЗ РФ) — геостратегическая территория страны, которая на современном этапе развития, особенно в рамках реализации масштабных инвестиционных проектов, развития Северного морского пути, сталкивается с текущим и перспективным дефицитом трудовых ресурсов в большинстве отраслей экономики [1; 2]. Недостаток кадрового обеспечения арктических территорий усугубляет миграционный отток, особенно молодежи в возрасте 16–24 лет, которая могла бы реализовать свой потенциал на благо арктических территорий.

Обозначенный возраст является определенным этапом выстраивания жизненной траектории молодежи, проектирования своего профессионального будущего и видения своих перспектив в АЗ РФ. При этом молодые люди находятся в условиях неопределенности и испытывают трудности с выбором будущей профессии и выстраиванием образовательной траектории. Проведенные исследования показывают, что только половина старшеклассников АЗ РФ на этом этапе обучения определились с профессией, но не точно или пока не знают, куда и как поступать. При этом интерес молодых людей к профессиональному развитию в АЗ РФ довольно высок [3].

Проблематика ситуации заключается, с одной стороны, в несопоставимости интересов населения и территории: школьники испытывают трудности с выбором профессии и места обучения, не видят своего места в перспективах будущего развития АЗ РФ, в том числе из-за ограниченности информации о возможностях родного региона. С другой стороны, «даже если профессиональные стратегии молодых людей успешны, они нередко идут вразрез с объективными интересами территории, например: трудовая миграция в мегаполисы, маятниковая миграция в пределах городских агломераций» [4]. Научная и методическая проблематика заключается и в том, что существующий профориентационный инструментарий не успевает за развитием рынка труда и недостаточно отражает региональную специфику. Вместе с тем экономический потенциал арктических территорий обусловливает высокую заинтересованность в молодых кадрах и предоставляет условия для профессионального роста и развития.

Для Цитирования:
Анна Симакова, Евгения Хотеева, Валерий Гуртов, «Билет в Арктику». Служба занятости. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: