Президент Российской Федерации своим Указом [1] внес изменения и дополнения в Национальную стратегию развития искусственного интеллекта в Российской Федерации до 2030 года. Действовавшая до этого Указа Национальная стратегия дополнена 9-ю новыми подразделами и 37 новыми пунктами, 10 пунктов изложены в новой редакции, а 1 раздел, 6 подразделов и 32 пункта из нее исключены. Фактически получилась новая версия Национальной стратегии (далее — обновленная Стратегия).
Предыдущая версия этой стратегии (от 10 октября 2019 г.) была кратко рассмотрена ранее с позиций ее значимости и нацеленности развития искусственного интеллекта (ИИ) на обеспечение безопасности и достижение общей цели научно-технологического развития на транспорте. Появление обновленной Стратегии заставляет вновь обратиться к этой теме и при необходимости сделать переоценку ранее сделанных выводов, связанных с безопасностью. Но предварительно имеет смысл рассмотреть некоторые общие итоги развития технологий ИИ, с которыми подошла Россия к настоящему времени за прошедший период.
Предыдущая версия уверенно отмечала наличие в Российской Федерации значительного потенциала для того, чтобы Россия заняла ведущие позиции на мировой арене в развитии и использовании технологий ИИ. Реализация этой стратегии рассматривалась как необходимое условие вхождения Российской Федерации в группу мировых лидеров в этой области. Эти же положения сохранились и в обновленной Стратегии.
Насколько велик этот потенциал и насколько эффективно он был использован за прошедшие несколько лет с момента ввода в действие первой версии стратегии было показано в докладе заместителя министра экономического развития Российской Федерации Максима Колесникова «О развитии искусственного интеллекта в России: основные вызовы и ответы на них в обновлённой национальной стратегии развития ИИ» [4]. Доклад был представлен на панельной дискуссии «ИИ: от научных изысканий к реальным экономическим эффектам» форума «ПРОФ-IT.2023», который прошел 26–27 октября 2023 г. в Новосибирске.