По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955:613.956

Безопасность цифровой образовательной среды для здоровья старшеклассников и студентов вуза при дистанционном обучении

Е.И. Шубочкина Федеральное государственное автономное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей», г. Москва, Россия
Е. Г. Блинова Омский государственный медицинский университет, Россия, г. Омск, Россия
В.Ю. Иванов Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», г. Москва, Россия
М.В. Айзятова Федеральное государственное автономное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей», г. Москва, Россия; Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», г. Москва, Россия

Развитие технологий, использующих электромагнитное поле (ЭМП) радиочастотного диапазона, стало ведущим трендом, связанным с необходимостью беспроводной передачи данных. Это сделало возможным дистанционное обучение школьников и студентов в опасной эпидемической ситуации. Накоплены данные о чувствительности организма человека к действию ЭМП. Цель работы: оценка условий обучения школьников в кабинетах информатики, а также влияние онлайн-обучения на здоровье старшеклассников и студентов вуза. По результатам онлайн-опроса школьников и студентов по авторской анкете сформирована база данных и проведена оценка условий дистанционного обучения. С использованием инструментальных исследований выполнена оценка условий обучения в кабинетах информатики. Материалы обрабатывались с использованием критерия достоверности χ2 и оценкой риска здоровью RR. Данные контроля в кабинетах информатики показали несоответствие температуры, влажности воздуха, ионизации воздуха, освещенности, шума нормативным требованиям, кроме уровней ЭМП. При онлайн-обучении установлена высокая продолжительность пребывания старшеклассников и студентов в цифровой среде, включающая процесс обучения, домашние задания, досуг в Интернете. В структуре жалоб, связанных с учебой онлайн и выполнением домашних заданий, были ухудшение зрения за последний год, головные боли, боли в спине, раздражительность, усталость глаз, ощущение сухости в глазах. Снижалось время на сон и физическую активность. Получены данные, подтверждающие необходимость охраны здоровья обучающихся в цифровой среде с обеспечением безопасных условий для зрительной работы, ограничением времени использования цифровых устройств, повышением грамотности всех пользователей.

Литература:

1. Григорьев О.А., Гошин М. Е., Прокофьева А.С., Алексеева В.А. Особенности национальной политики, определяющей подходы к гигиеническому нормированию электромагнитного поля радиочастот в различных странах. Гигиена и санитария. 2019; 98 (11): 1184–1190. doi: http://dx.doi.org/10.18821/00 16-9900-2019-98-11-1184-1190

2. Sannino A., Zeni O., Romeo S., Massa R., Gialanella G., Grossi G. et al. Adaptive response in human blood lymphocytes exposed to non-ionizing radiofrequency fields: resistance to ionizing radiation-induced damage. J Radiat Res. 2014; 55: 210–7.

3. Birks L., Guxens M., Papadopoulou E., Alexander J., Ballester F., Estarlich M. et al. Maternal cell phone use during pregnancy and child behavioral problems in five birth cohorts. Environ Int. 2017; 104: 122–31.

4. Carter B., Rees P., Hale L., Bhattacharjee D., Paradkar M. S. Association between portable screen-based media device access or use and sleep outcomes: a systematic review and meta-analysis. JAMA Pediatr. 2016; 170: 1202–8.

5. Соломай Т.В., Сырцова М.А. Характеристика двигательной активности студентов старших курсов медицинского вуза по результатам анкетирования. Санитарный врач. 2016; 1: 27–31.

6. Сырцова М.А., Соломай Т.В. Гигиенические аспекты реструктуризации организаций общего образования и интенсификации образовательного процесса. Санитарный врач. 2016; 8: 38–42.

7. Булычева Е.В. Психическое здоровье детей и подростков школьного возраста: вызовы XXI века (обзор). Оренбургский медицинский вестник. 2021; Т. IX, 1 (33): 5–9.

8. Александрова И.Э., Степанова М.И., Айзятова М.В. Обеспечение безопасных для здоровья условий обучения школьников в цифровой образовательной среде. Санитарный врач. 2019; 5: 48–52.

9. Лангуев К.А., Богомолова Е.С. Гигиенические проблемы цифровой образовательной среды и пути их разрешения (Обзор). Санитарный врач. 2022; 7: 483–491. doi: 10.33920/med-08-2207-05

10. Гуменюк О.И., Черненков Ю.В., Ильина С.С., Руденко Ю.В. Особенности использования дистанционных технологий в обучении студентов медицинского вуза. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2021; 3: 42–43.

11. Сетко Н.П., Коршунова Р.В. Гигиеническая характеристика факторов риска нарушения зрения у студентов. Санитарный врач. 2021; 2: 37–43. doi: 10.33920/med-08-2102-04

12. Сетко Н.П., Булычева Е.В., Сетко А.Г., Пархета К.А. Гигиеническая характеристика факторов риска развития интернет-зависимости у студентов медицинского образовательного учреждения высшего образования. Оренбургский медицинский вестник. 2021; Т. VII, 2 (26): 68–72.

13. Григорьев О.А. Гигиенические проблемы использования детьми устройств информационно-компьютерных технологий. Гигиена и санитария. 2022; 101 (10): 1214–1222. doi:10.47470/0016-9900-2022101-10-1214-1222

14. Походзей Л.В., Пальцев Ю.П., Руднева Е.А. Гигиеническая оценка электромагнитной обстановки на компьютеризированных рабочих местах: история и современное состояние. Гигиена и санитария. 2019; 98 (11): 1196–1200. doi: 10.18821/0016-9900-2019-98-11-1196-1200

Правительством Российской Федерации 2 декабря 2015 г. № 2471-р была опубликована «Концепция информационной безопасности детей»1 . Концепция информационной безопасности детей раскрывает стратегическую цель государственной политики в данной области. Она заключается в обеспечении гармоничного развития подрастающего поколения при условии минимизации негативных факторов, которые связаны с формированием гиперинформационного общества. Развитие технологий, использующих электромагнитное поле (ЭМП) радиочастотного диапазона, стало ведущим направлением нашего века, обусловленным цифровизацией и необходимостью беспроводной передачи данных для большого количества потребителей. Российский подход в сфере электромагнитной безопасности основан на том, что государство берет на себя ответственность за научное обоснование предельных уровней и реализует контрольно-надзорные функции, что должно исключать нанесение вреда здоровью [1].

Цель работы — оценка условий обучения в компьютерных классах и кабинетах информатики, а также влияния дистанционного обучения на показатели состояния здоровья, самочувствие и образ жизни старшеклассников и студентов вуза.

Проведена оценка условий обучения в кабинетах информатики в 22 школах г. Москвы Северо-Восточного округа с использованием инструментальных исследований за 2021 и 2022 гг. в порядке периодического контроля. Оценивались параметры микроклимата, концентрация аэроионов, освещенность при использовании люминесцентных и светодиодных светильников, шум, электромагнитные поля разной частоты. Результаты инструментальных замеров (микроклимат, концентрация аэроионов, освещенность при использовании разных источников, шум, электромагнитные поля) оценивались по существующим гигиеническим нормативам, СанПиН 1.2.3685–21. Данные онлайн-опроса старшеклассников (91 чел.) и студентов вуза (43 чел.) при дистанционном обучении, выполненные по авторской анкете, включавшей вопросы организации обучения онлайн (продолжительность обучения, время на выполнение домашних заданий, досуг в Интернете) и показатели самочувствия (самочувствие, жалобы, связанные с общей и зрительной нагрузкой, продолжительность сна, занятия спортом). Материалы обрабатывались с использованием критерия достоверности χ2 и оценкой риска здоровью RR.

Для Цитирования:
Е.И. Шубочкина, Е. Г. Блинова, В.Ю. Иванов, М.В. Айзятова, Безопасность цифровой образовательной среды для здоровья старшеклассников и студентов вуза при дистанционном обучении. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: