
Ананьева Анна Андреевна
— Анна, Вы несколько лет занимаетесь исследованиями, связанными с навигацией по Северному морскому пути. В итоге Вам удалось сделать важное заключение — на этой трассе есть участки, где судоходство возможно без ледокольной проводки практически всю навигацию. Вам помогли данные спутников и дистанционное зондирование. Почему именно эти методы?
— Метод дистанционного зондирования позволяет получать данные оперативно и без потерь. Такие результаты достижимы за счет съемки в разных диапазонах с применением приборов на борту спутниковой системы. Чтобы сделать комплексный анализ, важно задействовать несколько спутниковых систем. Так, для получения информации на больших территориях морской поверхности применяются спутники с низким пространственным разрешением. Для уточнения используются спутники с высоким разрешением.
— Для транспортных компаний ваш метод поиска маршрута во льдах — серьезное облегчение нагрузки на бюджет. Какой может быть максимальная экономия?
— Если говорить об экономии на ледокольных проводках, то по моим расчетам, затраты на эту услугу для транспортных компаний может превысить 16%. Но есть еще вопрос безопасности, которая также обеспечивает сохранение средств. Вычислительные алгоритмы при данном методе можно подстроить почти под любую конфигурацию морской транспортной системы и самые разные внешние условия. А значит, анализируя спутниковые данные, возможно построить карту с рекомендациями по благоприятной обстановке прохождения морского транспорта без ледовой проводки, что безусловно, повышает безопасность судоходства по маршруту.
— Фактически все Ваши исследования применимы для развития судоходства в Ледовитом океане: вы изучаете происхождение изменений в ледовой поверхности, отрисовываете ледовые карты. Чем вызван интерес, и насколько широка область изысканий?
— Еще в студенчестве мне стало интересно отследить, какие моря быстрее освобождаются ото льда, почему это происходит, и что на это влияет. Так, у меня были проекты по исследованию полярных циклонов в Арктических морях, потому что это явление очень опасно для судоходства — при сильном ветре и пониженных температурах в Арктике происходит обледенение судов. Также мной проводилась оценка по изменению температурного режима Балтийского моря; сравнивались данные гидрометеорологических станций и данные спутникового зондирования — для выявления причин различий в видах данных. В итоге было определено, что более точными являются результаты, полученные при комплексном проведении исследований, так как в летний период происходит сильный прогрев поверхности воды и видно большую разницу в данных, что влияет на качество дальнейшего прогноза. Комплексный анализ я позже применила в своей методологии по решению навигационных проблем по Севморпути.

— Вы также исследовали айсберги у побережья Антарктиды с точки зрения запасов пресной воды, которая может влиять на океанические течения. Каков потенциал таких исследований для решения проблем судоходства?
— В проекте оценивались последствия разрушений от столкновений отколовшегося от ледника Росса айсберга b15. За все годы своей жизни этого айсберга было несколько контактов с разными ледниками, которые изменили карту Антарктиды, а айсберг продолжил разрушаться на более мелкие части. Были отслежены все крупные обломки, их дрейф, размеры надводной части, скорость и площадь их поверхности — для понимания того, насколько они могут быть опасны при своем перемещении. Изменение массы исследуемого айсберга отмечалось с 3 трлн тонн до 18 млрд тонн, таким образом, за несколько лет он уменьшился в 170 раз. Подобные исследования можно использовать для дальнейшего прогноза дрейфа айсбергов, зная их массу, скорость перемещения, можно корректировать движения судов, чтобы избежать столкновений.