В соответствии с до сих пор действующей Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации [1], принятой на долгосрочную перспективу, приоритетами развития до 2025–2030 гг. признаны «те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке», и обеспечат, в частности, «противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства». По существу в такой форме сформулирован один из приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, относящийся к области научной поддержки обеспечения национальной безопасности.
В области развития транспорта Стратегия нацеливает на то, чтобы была обеспечена «связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики» [1]. Это тоже один из приоритетов. С позиций развития железнодорожного транспорта он означает ориентацию на интеллектуализацию инфраструктуры, подвижного состава, функций организации и управления перевозками, а также на транспортное освоение сухопутной арктической зоны Российской Федерации.
Поэтому можно сделать вывод о том, что такая составляющая национальной безопасности, как безопасность на железнодорожном транспорте, должна развиваться в направлении обоснования средств и способов обеспечения состояний защищенности от угроз нормальному функционированию:
● технологического оборудования под контролем и управлением искусственного интеллекта;
● пути, подвижного состава и средств управления движением в крайне суровых климатических условиях.