По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 634.331.82

Безопасность и охрана труда в свете требований международных систем добровольной лесной сертификации

Григорьева О.И. Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова, кафедра «Лесоводство», e-mail: grigorva_o@list.ru
Данилов Д.А. Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова, кафедра «Лесоводство»
Григорьев И.В. Арктический государственный агротехнологический университет, кафедра «Технология и оборудование лесного комплекса»

В статье выполнен сравнительный анализ требований российских нормативных документов и требований международных систем добровольной лесной сертификации к организации охраны труда и техники безопасности на лесопромышленных предприятиях. Показано, что требования системы сертификации FSC завышены относительно требований отечественной нормативной документации и системы сертификации PEFC. На основании приведенного в статье анализа возможна корректировка практики работы лесопромышленных предприятий в области охраны труда и техники безопасности, желающих получить тот или иной сертификат систем международной добровольной лесной сертификации.

Литература:

1. Российская Федерация. Закон о сертификации продукции и услуг (в ред. Федеральных законов от 27.12.1995 № 2 11-ФЗ, от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 31.07.1998, № 1 54-ФЗ, от 25.07.2002, № 116-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ).

2. Птичников А.В. Добровольная лесная сертификация: учеб. пос. для вузов / А.В. Птичников, Е.В. Бубко, А. Т. Загидуллина и др.; под общ. ред. А.В. Птичникова, С.В. Третьякова, Н.М. Шматкова; Всемирный фонд дикой природы (WWF России). — М., 20 11–175 с.

3. Рыжков А.Е. Система добровольной лесной сертификации PEFC RUSSIA /оценка лесоуправления, лесопользования и цепочки поставок лесопродукции на соответствие международным требованиям: учебное пособие / А. Е. Рыжков, Н. Е. Проказин. — М.: PEFC RUSSIA, 2016. — 254 с.

4. Чуканов В.И. Добровольная лесная сертификация и устойчивое развитие лесного хозяйства / В.И. Чуканов, А.А. Маленко // Вестник Алтайского государственного аграрного университета — 2005. — № 1 (17). — С. 1 69–174.

5. Незаконные рубки на Дальнем Востоке: мировой спрос на древесину и уничтожение Уссурийской тайги: обзор / А. Г. Кабанец, Б.Д. Милаковский, Е.А. Лепешкин, Д.В. Сычиков; под общ. ред. Д.Ю. Смирнова; Всемирный фонд дикой природы (WWF). — М.: WWF России, 2013. — 39 с.

6. Nussbaum Ruth. The forest certification handbook / Ruth Nussbaum and Markku Simula — 2nd ed. p. cm. Includes bibliographical references and index ISBN 1–84 407-123-5 (hard back).

7. Европейское законодательство по древесине: Регламент (ЕС) № 995/2010, Имплементационный регламент № 607/2012, Делегированный регламент № 363/2012, Руководство по применению Регламента (ЕС) № 995/2010 и подзаконных актов по древесине (полные тексты и часто задаваемые вопросы с комментариями W WF) / Н. Шматков. — М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF),

201. — 71 с.

8. Безопасность и охрана труда при лесотехнических работах, Инструкции МОТ «Нормы и правила», «Профессиональная безопасность», «Охрана труда», «Лесотехнические работы». — Женева: Международное бюро труда, 2001. — 73 с. ISBN 92-2-110826-0.

9. Принципы и критерии FSC для управления лесами. FSC-STD-01–001 (V5–0) EN. Перевод с английского языка Российского национального офиса FSC. 2012 г. — 30 с.

10. Добровольная лесная сертификация: учеб. пос. для вузов / А.В. Птичников, Е.В. Бубко, А. Т. Загидуллина и др.; под общ. ред. А.В. Птичникова, С.В. Третьякова, Н.М. Шматкова; Всемирный фонд дикой природы (WWF России). — М., 2011. — 175 с.

11. Международный стандарт PEFC: PEFC ST 2002: 2013 CH-1215: Geneva, Switzerland — 2013–35 c.

12. Галактионов О. Н., Гаспарян Г.Д., Григорьев И. В., Григорьева О.И., Куницкая О. А., Лапшин С.О., Перский С. Н., Суханов Ю.В., Сыромаха С.М., Шегельман И.Р. Бензиномоторные пилы. Устройство и эксплуатация. Учебник. — СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2017. — 206 с.

13. Аристов О.В. Управление качеством: учебник. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 224 c.

14. Дмитриева М. Н., Григорьев И.В., Дмитриева И. Н., Степанищева М.В. Анализ общих закономерностей влияния стажа работы оператора на производительность технологического процесса производства сортиментов с использованием харвестера // Системы. Методы. Технологии. — 2015. — № 1 (25). — С. 157–161.

15. Рынжа С. Г., Мурашкин Н.В., Патякин В.И., Григорьев И.В., Жукова А.И., Григорьева О.И., Беленький Ю.И. Кузин А.А. Методология экономической оценки мероприятий по улучшению условий труда механизаторов лесозаготовительных машин. — СПб.: СПбГЛТА, 2007. — 180 с.

Проблемам добровольной лесной сертификации для российских лесопромышленных компаний посвящено огромное количество публикаций, всевозможных конференций, заседаний и круглых столов. Проблема, с одной стороны, состоит в том, что компании, проводящие процедуры данной сертификации, по сути, облагают дополнительным налогом отечественных производителей лесопродукции, как в будущем российскую промышленность планируют обложить еще и углеродным налогом. Кроме этого, штаб-квартиры этих организаций находятся за рубежом, в далеко не дружественных странах, при этом отечественные лесопромышленные компании обязаны предоставлять значительные массивы информации, включая картографические. С другой стороны, системы международной добровольной лесной сертификации во многом построены на внедрении различных моделей систем управления качеством, включая известные ISO, что зачастую, даже через определенный начальный негатив лесопромышленников, упорядочивает и делает более эффективными многие процессы, включая организацию безопасности и охраны труда.

Сертификация, согласно Закону РФ «О сертификации продукции и услуг», — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям [1]. Но, в отличие от обязательной государственной сертификации, добровольная лесная сертификация должна следить не за качеством поступающей на рынок продукции, а за тем, чтобы лесоматериалы были получены в соответствии с действующим законодательством, а окружающей среде не был нанесен непоправимый ущерб, чтобы учитывались интересы работников и коренных народов, если таковые имеются на территории арендной базы предприятия [2].

Основой данной концепции стали документы, принятые Конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992). Первой организацией, которая начала разрабатывать систему оценки деятельности лесного хозяйства, стал Лесной попечительский совет FSC (Forest Stewardship council), основанный в 1993 г. со штабквартирой в Бонне, Германия.

В настоящее время по стандартам FSC сертифицировано более 113 млн га лесов в 79 странах, площадь сертифицированных лесов ежегодно увеличивается приблизительно на 12 % [2]. Другой организацией, разрабатывающей сертификацию и имеющей общемировое признание (55 стран-участниц), является Программа одобрения систем лесной сертификации PEFC (Programme for the Endorsement of Forest Certification schemes), основанная в 1999 г., со штабквартирой в Женеве, Швейцария [3].

Развитие международной системы добровольной лесной сертификации активно приветствовалось крупными потребителями, развитыми странами Европы и Америки. В результате были приняты законодательные меры, благодаря которым, для того чтобы попасть на эти рынки, необходимо было предоставить сертификат международного образца о соответствии лесозаготовки установленным стандартам, выданный независимой кампаниейаудитором [4]. Подобные рынки принято называть экочувствительными. Это очень сильно отражается на лесной промышленности многих стран, которые вынуждены подстраиваться под навязанные им, часто чуждые, многочисленные нормы, например права представителей ЛГБТ. Что, в свою очередь, сказывается на мировом рынке лесопродукции.

Несмотря на то что организации, занимающиеся разработкой стандартов и самой добровольной лесной сертификацией, позиционируют себя как некоммерческие структуры, получение документа требует определенных, и довольно значительных, финансовых затрат и усиливает бюрократическую нагрузку на лесопромышленников. Негативную роль играет и то, что многие нормы международных центров по сертификации трудновыполнимы для малого бизнеса, а некоторые из них к тому же предельно размыты [5].

Также, несмотря на заявления о том, что прохождение сертификации по международным стандартам несет определенную выгоду лесопромышленным компаниям, это не всегда соответствует действительности, хотя нельзя не признать, что документ открывает доступ на новые рынки и несет выгоду в долгосрочной перспективе [6–11].

Наибольшее лобби сейчас наблюдается в продвижении системы добровольной лесной сертификации по системе FSC.

Вместе с тем система PEFC имеет существенные отличия по схеме сертификации и больше ориентируется на соблюдение именно законодательства той страны, в которой древесина заготавливается, а не на соблюдение «общемировых» правил.

В связи с множеством проблем, с которыми приходится сталкиваться лесопромышленным компаниям, которые хотят получить документ о прохождении добровольной лесной сертификации, многие страны идут на создание собственных систем добровольной лесной сертификации. Так, по итогам круглого стола в Государственной Думе Российской Федерации «О добровольной сертификации в лесной отрасли: основные цели и принципы» было сформулировано и направлено в оргкомитет Национального лесного форума (2019) предложение о создании Российской системы сертификации лесной продукции.

В случае развития данной инициативы Россия станет не первой страной, которая создала национальную систему добровольной лесной сертификации. Так, в Малайзии и Индонезии были созданы Малазийский совет по сертификации древесины (MTCC) и схема Института экомаркировки Индонезии (Lembaga Ekolabel Indonesia, LEI), а в Канаде широко распространен стандарт Канадской национальной ассоциации стандартов (Canadian Standards Association, CSA). В США под брендом PEFC существуют несколько систем добровольной лесной сертификации: национальные американские стандарты «Инициативы по устойчивому лесному хозяйству» (Sustainable Forestry Initiative, SFI) и Американской системы выращивания деревьев (American Tree Farm System, ATFS).

Безусловно, в условиях стремительной экономической глобализации у лесопромышленников есть множество причин, чтобы пройти добровольную лесную сертификацию, и это уже стало для российских лесопромышленников необходимым условием для поставки лесопродукции на экологически ответственные рынки, как наиболее устойчивые и привлекательные по объемам, ассортименту и стоимости товаров.

В системах FSC и PEFC Russia в основном предусмотрено получение сертификатов двух типов — сертификата на лесоуправление и сертификата на цепочку поставок лесопродукции «от заготовителя к потребителю».

Кроме этого, в системе FSC предусмотрена также сертификация недревесной продукции леса, которая, согласно ГОСТ Р 56695–2015 «Возобновляемые источники сырья. Лесные ресурсы. Термины и определения», включает: мед, грибы, шиповник, кору, лозу ивы и др. Держатели сертификатов лесоуправления (FM) показывают себя в качестве ответственного лесопользователя, деятельность которого соответствует экологически ответственному, социально защищенному устойчивому лесопользованию. Держатели сертификатов цепочки поставок (СОС) заявляют о надежности контроля производимой и поставляемой лесопродукции потребителям из сертифицированных источников.

Исторически так сложилось, что в России FSC появилась на 10 лет раньше, чем PEFC Russia, и получила значительную поддержку международных фондов и организаций, и поэтому статистика здесь в пользу FSC: по лесоуправлению — порядка 47 млн га в FSC против 16 млн га в PEFC Russia, по цепочке поставок — более 700 сертификатов в FCS против 38 сертификатов PEFC в России. В последние годы показатели постепенно начинают выравниваться.

Главные отличия FSC и PEFC заключаются в структуре построения и управления. FSC имеет иерархическую структуру. Она управляется из единого центра, который формирует правила, процедуры и руководства для всех стран. Руководство членами осуществляется через партнерские организации, которые не обладают правами на систему. На данный момент FSC не зарегистрирована в РФ как система сертификации. PEFC — зонтичная организация, которая, как уже было отмечено, в настоящее время объединяет 55 стран-участниц. На сегодняшний день по правилам PEFC 39 систем добровольной лесной сертификации из разных стран получили одобрение Совета PEFC. Российская Федерация также является членом PEFC, а PEFC Russia — одобренной системой лесной сертификации. Система PEFC Russia опирается на международное и российское законодательство.

Есть существенные отличия и в процессе аккредитации органов по сертификации. В PEFC руководствуются международно признанными стандартами Международной организации по стандартизации ISO. Согласно требованиям ISO органами по аккредитации могут быть независимые национальные органы по аккредитации, которые являются членами Международного аккредитационного форума IAF. В FSC такого требования нет и аккредитацией занимается собственный орган FSC.

Можно еще отметить и другие отличия. Стандарт лесоуправления PEFCRUSSIA-ST-01–2015 полностью соответствует Положениям международных Конвенций, в том числе основным принципам итогового документа Рио 20+, Хельсинского процесса, а также национальному законодательству. Именно он стал основой ГОСТ Р 58003 «Лесоуправление и лесопользование. Сертификационные требования», разработанного при участии PEFC RUSSIA — члена Технического комитета Росстандарта (ТК 449 «Лесоводство и смежные виды деятельности»). Только PEFC RUSSIA, как система добровольной лесной сертификации, имеет весь набор документации, соответствующей российскому законодательству, необходимой для осуществления деятельности на территории Российской Федерации: «Положение о системе PEFC Russia», два зарегистрированных стандарта — стандарт лесоуправления и лесопользования PEFCRUSSIA-ST-01–2015 и стандарт цепочки поставок PEFC ST 2002:2010, «Положение о рабочей группе по разработке стандартов», «Положение о комиссии по апелляциям», «Порядок принятия, пересмотра и утверждения стандартов, а также ряд других действующих процедур».

На рис. 1 и 2 наглядно показаны схемы и участники процедур международной добровольной лесной сертификации FSC и PEFC [10, 11].

Рис. 1. Участники схемы сертификации FSC

Рис. 2. Участники схемы сертификации PEFC

Только PEFC RUSSIA требует выполнения органами по сертификации и аккредитации условий международных стандартов: ГОСТ ИСО/МЭК 17011 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующие органы по оценке соответствия». ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента».

Конечно, при прочих равных условиях для лесопромышленных предприятий и организаций на первый план всегда выходит вопрос: по какой из систем проще и дешевле сертифицироваться?

Практика показывает, что вопрос ценообразования на сертификационные услуги находится в поле конфиденциальной информации в рамках договоренностей между органами по сертификации и их клиентами. По этому вопросу следует отметить, что стандарты PEFC Russia полностью соответствуют международному и российскому законодательству и лесопромышленники их адекватно воспринимают и исполняют. Некоторые требования FSC выходят за рамки российского и международного законодательства и, как следствие, трудно воспринимаются российскими лесопромышленниками.

Вышеперечисленные международные системы лесной сертификации предъявляют высокие требования к предприятиям, желающим реализовывать свою лесопродукцию с заявлением соответствия деятельности предприятия применяемым нормам и стандартам.

Важным моментом является то, что взаимопризнание сертификатов FSC и PEFC не предусмотрено. В системе PEFC признаются лишь собственные сертификаты, так же как и в FSC. Сертификат PEFC, выданный в одной стране, признается в других странах. Взаимопризнание сертификатов не стоит на повестке дня, поскольку имеются существенные различия между PEFC и FSC.

В принципах, критериях, индикаторах системы лесной сертификации PEFC RUSSIA (стандарта лесоуправления и лесопользования PEFC-RUSSIA-ST-01-2015) есть принцип № 6 «Соблюдение прав работников, местного населения и коренных народов». В данном принципе есть два критерия, имеющие прямое отношение к безопасности и охране труда, а именно [11]:

• 6.3. Должны соблюдаться требования действующего законодательства по безопасности жизнедеятельности.

• 6.4. Работникам должна предоставляться возможность обучения и повышения профессиональной квалификации.

В принципах и критериях FSC, которые были впервые опубликованы в 1994 г., есть принцип № 2 «Права работников и условия труда», включающий шесть критериев. Общим посылом этого принципа является то, что лесопромышленная организация «должна поддерживать и укреплять социальное и экономическое благосостояние работников» [10].

Из шести критериев этого принципа отдельно остановимся не на всех, а на следующих, преамбула которых — «Организация должна»:

• 2.1.… соблюдать принципы и права на производстве, определенные в Декларации Международной организации труда (МОТ) об основополагающих принципах и правах на производстве (1998 г.), базирующейся на 8 основных конвенциях МОТ.

• 2.2.… соблюдать равенство прав мужчин и женщин при приеме на работу, предоставлении возможностей обучения, заключении договоров, в процессе вовлечения или хозяйственной деятельности.

• 2.3.… соблюдать правила техники безопасности и охраны труда для защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Указанные мероприятия должны быть пропорциональны масштабу, интенсивности и риску хозяйственной деятельности и удовлетворять или превышать рекомендации «Инструкции МОТ по безопасности и охране труда при лесотехнических работах».

• 2.5.… демонстрировать, что работники получают профессиональное обучение и осуществляется контроль за безопасным и эффективным выполнением плана ведения хозяйства и всех видов хозяйственной деятельности.

В системе сертификации FSC есть также внутренние стандарты в области охраны труда и техники безопасности, например FSC-PRO-20–001 (версия 1–0) «Оценка соблюдения организацией ценностей FSC и требований по охране труда и технике безопасности в цепочке поставок» — касается сертификации по схеме СОС.

Анализируя вышесказанное, можно отметить, что PEFC в своих критериях ориентируется на национальное, в нашем случае российское законодательство в области охраны труда и безопасности жизнедеятельности. А FSC делает отсылку на Международную организацию труда (МОТ) — International Labour Organization — специализированное учреждение ООН, являющееся международной организацией, занимающейся вопросами регулирования трудовых отношений. Штаб-квартира МОТ находится в Женеве. Московский офис МОТ находится в Субрегиональном бюро стран Восточной Европы и Центральной Азии.

Надо сказать, что невыполнение правил техники безопасности и охраны труда на лесопромышленном предприятии, как, собственно, и других сертификационных требований, и в FSC, и в PEFC рассматривается аудиторами очень серьезно, и может приводить как к выставлению значительных несоответствий (Major CARs), так и к приостановке действия сертификата или отказу в его выдаче.

Обе рассматриваемые международные системы добровольной лесной сертификации в вопросах охраны труда и техники безопасности опираются на необходимость разработки Политики лесопромышленного предприятия в сфере безопасности и охраны труда, что соответствует требованиям инструкций МОТ.

Данная политика должна быть в документированных процедурах предприятия, где должны быть проанализированы риски, связанные с выполнением лесохозяйственных и лесозаготовительных работ, а также определены меры, которые руководство предприятия намерено предпринять, чтобы их предотвратить и сократить несчастные случаи на производстве.

Причем эта Политика может являться отдельным документом, несколькими документами или являться отдельным разделом в общей Политике качества компании.

В качестве примеров можно привести две лесопромышленные компании, прошедшие сертификацию по схеме FSC [10]:

1. Работающий в России финский лесной концерн «ЮПМ-Кюммене» разработал отдельный документ — корпоративную «Политику охраны и безопасности труда».

2. Комплексное лесопромышленное предприятие (холдинг) «Инвестлеспром» отразил стратегию в области безопасности и охраны труда в общем документе — «Политика ответственного лесоуправления и лесообеспечения».

Объединяет рассматриваемые системы FSC и PEFC с процедурами и инструментами управления качеством промышленных предприятий также и требование о том, что документы, отражающие политику компании в сфере безопасности и охраны труда, должны быть доступными для всех заинтересованных лиц. Их можно разместить на сайте компании в глобальной информационной сети «Интернет», опубликовать в СМИ (региональных или местных), разместить на стенде, посвященном добровольной лесной сертификации предприятия, и т. д.

Кроме того, от лесопромышленного предприятия (лесничества) требуется, чтобы следующие нормативные документы также были представлены в свободном доступе:

• Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

• Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ;

• Безопасность и охрана труда при лесотехнических работах;

• Руководство по безопасности и охране здоровья при использовании агрохимикатов;

• Технические регламенты;

• Межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;

• Типовые инструкции по охране труда;

• Правила безопасности;

• Правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования;

• Строительные нормы и правила;

• Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

Важным является то, что и FSC, и PEFC придают большое значение обучению и повышению квалификации работников.

Выше уже было отмечено, что требования FSC, в некоторых пунктах, противоречат российским нормативным документам. В данном случае можно отметить пункт 2.2 «…соблюдать равенство прав мужчин и женщин при приеме на работу…», поскольку в российских профессиональных стандартах лесной отрасли есть дискриминирующие по гендерному признаку пункты, например касающиеся возможности женщин работать в качестве операторов лесных машин или вальщиков леса.

В качестве еще одного, достаточно яркого примера отличия систем добровольной лесной сертификации FSC и PEFC в области охраны труда сотрудников лесопромышленных предприятий отметим следующее: по решению Правления FSC все владельцы сертификатов должны соответствовать Конвенциям МОТ, даже если страна, в которой они работают, их не ратифицировала. Следующие конвенции МОТ, не ратифицированные Российской Федерацией, должны соблюдаться при ведении лесного хозяйства и проведении лесозаготовок:

• О трудящихся-мигрантах;

• Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран;

• Об организациях сельских трудящихся;

• О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимсямигрантам равенства возможностей и обращения;

• О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах;

• Свод практических правил МОТ 1998 г. о безопасности и гигиене труда в лесном секторе;

• Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран.

Система добровольной лесной сертификации PEFC не выдвигает требований по соблюдению правил и инструкций, не входящих в национальное законодательство, в том числе и в области охраны труда, отсылает к российским Правилам по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ.

Это приводит к выводу о необходимости провести сравнительный анализ нормативных документов в области охраны труда и техники безопасности МОТ, а также российских документов.

В Конституции Российской Федерации, ст. 15, сказано, что «международные трудовые нормы — общепризнанные принципы международного права и ратифицированные Российской Федерацией международные соглашения являются составной частью российской правовой системы».

Международное законодательство по труду основано на Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций (ООН), Европейской социальной хартии и Конвенциях МОТ [8].

МОТ входит в состав ООН и является трехсторонней структурой, в которой работники и работодатели на равных взаимодействуют с представителями государственных органов управления.

МОТ формулирует международные стандарты в области труда в форме Конвенций и рекомендаций, которые предъявляют минимальные требования к основным правам работников. Российской Федерацией (СССР, чьим правопреемником является РФ) ратифицирован ряд Конвенций МОТ, часть из которых имеет важное значение для выполнения требований международных систем добровольной лесной сертификации, а именно:

• Конвенция о принудительном или обязательном труде, 1930 г. (СССР участвует с 1956 г.).

• Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию, 1948 г. (СССР участвует с 1956 г.).

• Конвенция о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, 1949 г. (СССР участвует с 1956 г.).

• МОТ 100: Конвенция о равном вознаграждении, 1951 г. (СССР участвует с 1956 г.).

• Конвенция об упразднении принудительного труда, 1957 г. (РФ участвует с 1998 г.).

• Конвенция о дискриминации в области труда и занятий, 1958 г.) (СССР участвует с 1961 г.).

• Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу, 1973 г., согласно которой минимальный возраст приема на работу установлен с 16 лет, (СССР участвует с 1979 г.).

• Конвенция о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов, 1975 г. (СССР участвует с 1979 г.).

• Конвенция о безопасности и гигиене труда, 1981 г. (РФ участвует с 1998 г.).

• Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, 1999 г. (РФ участвует с 2003 г.).

Все страны, подписавшие перечисленные Конвенции, автоматически обязались привести свое национальное законодательство по труду и занятости в соответствие со стандартами МОТ.

Для анализа используем актуальные Инструкции Международного бюро труда «Безопасность и охрана труда при лесотехнических работах» (Женева, 2001 г.), далее Инструкции МОТ, и «Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ», утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 02.11.2015 №835н (далее Правила).

Сразу надо отметить, что первый документ имеет существенно меньший объем и не пытается регламентировать «все случаи жизни». Принципиальным моментом в Инструкциях Международного бюро труда, включающих 732 пункта, является то, что эти инструкции не являются обязательными к выполнению документом, который должен заменить национальное законодательство. Они основаны на международном опыте и предназначены для использования в большинстве стран и компаний.

Инструкции содержат полезные идеи даже для тех стран и предприятий, которые испытывают недостаток правил и руководств.

Зато в практику выполнения требований Инструкций входит подключение к компьютерной локальной сети предприятия и своевременное обновление баз данных «Консультант Плюс» и/ или «Гарант», поскольку в них содержится полный перечень и полные тексты законодательных и нормативно-правовых актов по трудовому законодательству и охране труда. Также предприятию предписана желательность оформления подписки на периодические отраслевые издания по охране труда, такие как «Библиотека инженера по охране труда», «Справочник специалиста по охране труда», «Нормативные акты по охране труда» и др. [9]. Таких требований в отечественных Правилах не содержится.

С другой стороны, весьма значительный объем отечественных Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, которые содержат 1571 пункт, позволяет утверждать, что российские лесопромышленные предприятия не испытывают недостатка в правилах и руководствах в данной области.

Правда, качество этих Правил оставляет желать много лучшего. Например, в данных Правилах отдельно и подробно расписана техника безопасности при работе с бензиномоторными пилами с высоким расположением рукоятей, также известными как специализированные безиномоторные пилы, такие как отечественные «Дружба», «Урал» М-228, но их давно (с 2009 г.) не выпускают и не используют на лесопромышленных предприятиях, тогда вопрос — зачем это было указывать в современном документе?

Принципиальными отличиями Инструкций МОТ и российских Правил является то, что в Правилах весьма поверхностно указывается на обязанность работодателя в области обучения сотрудников предприятия. А именно в подпункте 2, пункта 5, раздела 1 «Общие положения» сказано, что работодатель обеспечивает проведение обучения работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Кроме этого, логично дополняя вышесказанное, в разделе 2 Правил «Требования охраны труда при организации проведения работ (производственных процессов)» сказано, что «К выполнению работ допускаются работники, прошедшие обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке».

Там же регламентированы повторные инструктажи и проверки знаний в области охраны труда.

В принципе, это все, что говорится в Правилах об обучении персонала.

В Инструкциях МОТ меры по безопасности и охране труда разделены на национальный уровень и уровень предприятия (рис. 3).

Рис. 3. Меры по безопасности и охране труда на национальном уровне и на уровне предприятия

Надо обратить внимание, что и на национальном уровне «Система обучения в лесной промышленности», и на уровне предприятия «Компетентная рабочая сила» вопросам обучения и повышения квалификации персонала уделяется большое внимание, чего нет в отечественных Правилах.

В разделе 2 Инструкций МОТ «Юридическая структура и общие обязанности» есть пункт №16, в котором в том числе сказано, что национальные законы или положения должны предусматривать, что… «работодатели должны предоставлять любое необходимое обучение и инструкции для того, чтобы гарантировать, что работники компетентны для выполнения в безопасных условиях работ, порученных им».

На первый взгляд это положение Инструкций МОТ совпадает с требованиями Правил. Но это не совсем так.

В пункте 48 Инструкций МОТ сказано, что «Работодатели должны следовать процедурам, которые должны обеспечить и повысить компетентность работников путем идентификации учебных требований и положений по обучению». То есть сюда заложено не только требование инструктажей по технике безопасности и охране труда, но и постоянное повышение квалификации работников по эффективному выполнению поручаемых им работ.

Сравнивая схему организации системы управления безопасностью, прописанную в Инструкциях МОТ, с классикой теории управления качеством, можно отметить очень близкое сходство между системой управления безопасностью и Циклом Деминга — классической диаграммой PDCA — Plan-Do-CheckAct — планирование — действие — проверка — корректировка (циклически повторяющийся процесс принятия решения) — рис. 4 [12, 13].

Рис. 4. Система управления безопасностью и Цикл PDCA

Как и классическая система управления качеством, Инструкции МОТ не пытаются формализовать все возможные производственные случаи. В пункте 28 Инструкций МОТ сказано, что «Лесохозяйственные работы часто выполняются в отдаленных местах, которые удалены друг от друга, при этом работники часто переезжают с места на место, и работа обычно выполняется небольшими группами работников. Эти факторы вместе делают работу по принудительному исполнению положений более сложной, чем в других секторах промышленности. Многие опасности могут быть обусловлены скорее неблагоприятными природными условиями,… положения не могут учитывать все переменные».

Иллюстрируя, что Инструкции МОТ во многом построены по принципу систем управления качеством, укажем: в разделе 4 Инструкций МОТ «Управление безопасностью и охраной труда» есть пункт №112, в котором сказано, что «Работодатели должны разработать процедуры, которые гарантируют и повышают компетентность персонала путем определения необходимости обучения и обеспечения соответствующего обучения для всех работников. Необходимость в обучении может быть точно спрогнозирована в момент принятия решения по программам и бюджету работ».

И национальные Правила, и Инструкции МОТ, практика их применения требуют от работодателя аттестации рабочих мест по условиям труда.

В Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда регламентируется «Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденном Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, от 14.031997 №12. Согласно данному положению, аттестация рабочих мест — это система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий. Она включает:

• гигиеническую оценку существующих условий и характера труда;

• оценку травмобезопасности рабочих мест;

• оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Мероприятия по аттестации рабочих мест должны выполняться специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид работ. По результатам инструментальных измерений уровня вредных факторов на рабочем месте должны быть определены: класс условий труда — безопасные, вредные или опасные, а также степень вредных условий труда по гигиеническим критериям.

После обследования рабочего места на соответствие оборудования, инструмента, средств обучения и инструктажа требованиям нормативно-правовых актов определяется класс условий труда по травмобезопасности: оптимальные, допустимые или опасные.

По результатам исследования характера труда определяется класс труда по степени тяжести и напряженности. Результаты оценок оформляются актами и протоколами аттестации рабочих мест, к которым прикладываются все материалы. На их основании должен быть составлен план мероприятий по улучшению условий труда. Пример такого плана представлен в табл. 1.

Основным выводом по итогам аттестации каждого рабочего места является заключение о том, что оно аттестовано, условно аттестовано или не аттестовано на соответствие требованиям охраны труда. После аттестации предприятие обязано выполнить план мероприятий по улучшению условий труда.

Поскольку процесс аттестации рабочих мест занимает довольно длительное время, зависит от масштабов предприятия и количества задействованных специальностей, международные системы добровольной лесной сертификации требуют от предприятия, чтобы оно как минимум заключило договор со специализированной организацией на проведение аттестации рабочих мест.

При этом в ходе первичного инспекционного аудита аудиторам надо убедиться, что работа по аттестации рабочих мест уже начата и уже получены промежуточные результаты.

Отметим еще такой момент из практики прохождения российскими лесопромышленными предприятиями процедур международной добровольной лесной сертификации: как документированные процедуры, так и обязательное обеспечение работников современными комплектами СИЗ для многих руководителей и сотрудников в новинку. И довольно часто поначалу воспринимаются негативно. Причем не только руководителями, считающими, что это отнимает время и финансовые средства, но и сотрудниками.

Приведем пример: иногда вальщики леса, не привыкшие к новому защитному снаряжению, жалуются, что сапоги слишком тяжелые, в защитных брюках, с вставками из длинных синтетических нитей, которые мгновенно останавливают пильную цепь при ее касании ноги, жарко работать летом, щиток для защиты глаз запотевает и ограничивает видимость, а в наушниках ничего не слышно. Бывает, что по этим причинам рабочие хотя и получают, но не используют СИЗ [14, 15].

Но статистика несчастных случаев, ведущаяся на лесопромышленных предприятиях, показывает, что СИЗ хорошо защищают работника от травм. Поэтому через некоторое время и руководство, и работники предприятия начинают осознавать значимость мер, направленных на улучшение условий труда и повышение степени защищенности работников.

В рамках мероприятий по открытости компании международные системы добровольной лесной сертификации требуют от лесопромышленных компаний не только внутренних проверок состояния дел в области охраны труда и техники безопасности, как это предписывают отечественные Правила, но и организацию административно-общественного контроля, с привлечением представителей администрации, профсоюзной организации, совета трудового коллектива, общественного уполномоченного по охране труда. При этом результаты проверки должны фиксироваться в специальном Журнале административнообщественного контроля. Правда, нигде не говорится, является ли данный Журнал документом строгой отчетности, как Журнал инструктажа по технике безопасности, или нет.

Для аудиторов, проводящих сертификационные мероприятия на лесопромышленных предприятиях, показателями выполнения требований в области охраны труда являются правильно оформленные технологические карты на разработку лесосек, предписания по факту нарушений правил по охране труда и отчеты об их устранении, акты проверки мест работ, интервью со специалистами по охране труда, представителями совета трудового коллектива, профсоюза, общественного уполномоченного по охране труда и рабочими на участках, а также полевой контроль.

Отечественные Правила не содержат таких требований, например, по интервью с работниками лесопромышленного предприятия, а также по наличию общественного контроля за соблюдением требований охраны труда и техники безопасности.

Аудиторам FSC также предписывается проверка ознакомления персонала лесопромышленного предприятия, проходящего сертификационные процедуры, с основными положениями Конвенций МОТ. Доказательством того, что это было сделано, являются протоколы семинаров, собраний по ознакомлению сотрудников предприятия с текстами Конвенций, а также проведенные интервью с работниками [10].

В настоящее время в России очень распространенной является практика выполнения лесохозяйственных и лесозаготовительных работ на арендованных лесных участках подрядчиками. Отечественные Правила этой реальности не учитывают, как, собственно, и ряда других современных реалий работы лесопромышленных компаний.

Международные системы добровольной лесной сертификации учитывают возможное участие в выполнении работ подрядными организациями. Поэтому и у FSC, и у PEFC, исходя из требований Инструкций МОТ, есть указания с перечислением требований к подрядным организациям.

В соответствии с Инструкциями МОТ при пользовании услугами подрядных организаций на лесохозяйственных работах и работах по заготовке древесины предприятие, предоставляющее работу по договору оказания услуг, должно гарантировать, что на подрядчиков распространяются те же требования по безопасности и охране труда, что и на штатных сотрудников предприятия.

Древесина, заготовленная по договору подряда в арендной базе лесопромышленного предприятия, имеющего сертификат FSC или PEFC, считается сертифицированной. Но в договор подряда обязательно надо включить требования по безопасности и охране труда, а также предусмотреть санкции на случай их невыполнения [9].

Договоры должны предусматривать право представителей заказчика — специалистов по охране труда, приостанавливать работы, если есть нарушения, приводящие к серьезным рискам травмирования работников подрядчика, до тех пор, пока не будут приняты соответствующие корректирующие меры.

При прохождении процедуры сертификации предприятие отвечает также за то, чтобы рабочие подрядных организаций были обеспечены необходимой спецодеждой и СИЗ.

Важно учитывать, что аудиторы сертификационных фирм хорошо осведомлены о том, что часто мелкие подрядные организации, например индивидуальные предприниматели, не располагают средствами для приобретения дорогостоящих комплектов СИЗ. В этом случае сертифицированным или сертифицирующимся лесопромышленным предприятиям, нанимающим подрядчиков, надо оказать помощь в снабжении их необходимыми СИЗ.

Очень важным требованием является обучение подрядчиков. Инструкция говорит о том, что лесопромышленное предприятие отвечает за то, чтобы все подрядчики и их работники располагали необходимыми навыками и имели соответствующие удостоверения (например, тракториста, вальщика леса, оператора лесной машины и т. д.), были проинструктированы обо всех опасностях, связанных с их работой и окружающей средой, а также прошли подготовку по мерам предосторожности, которые необходимо принимать, чтобы избежать несчастных случаев и травм.

Язык статьи:
Действия с выбранными: