В 0 часов 1 октября 2003 г. акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») приступило к своему официальному функционированию, и уже 21 ноября 2003 г. состоялось одно из первых заседаний его правления, на котором был обсужден вопрос «О совершенствовании системы по организации обеспечения безопасности движения поездов и новых подходах к решению задач по снижению аварийности на железнодорожном транспорте».
Решения этого правления инициировали дальнейшие работы по созданию и совершенствованию ныне действующей в ОАО «РЖД» системы менеджмента безопасности (СМБ). К этому времени появились сведения о создании систем СМБ на многих зарубежных железных дорогах (в Австралии, Канаде, ЮАР, странах Европейского союза (ЕС) и даже на некоторых железных дорогах Китая). Одной из ключевых установок СМБ стала необходимость осознания приоритета безопасности, ее непрерывного улучшения, активного вовлечения в обеспечение безопасности всего персонала на всех уровнях управления. Эти же установки нашли отражение в решениях правления ОАО «РЖД» и стали основой для дальнейшего развития подходов к управлению безопасностью.
Приоритет безопасности требует от организации предпочтения (или даже первоочередного внимания) обеспечения безопасности выполняемых процессов по отношению к реализации своей бизнес-деятельности. Он схематично может быть изображен в виде весов (как представлено на рис. 1), у которых «чаша весов», на которую условно положена безопасность, несколько перевешивает ту «чашу весов», на которую положен результат достижения основной цели всякого бизнеса — получение прибыли. Это означает, что сначала — достижение выполнения всех требований безопасности и только потом — производственная, перевозочная и прочие виды деятельности с достижением необходимого коммерческого результата (прибыли), производительности труда, провозной способности участка и т. п.
Такой подход закреплен даже в ряде правительственных документов Российской Федерации. В частности, в Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ в 2008 г. (утратившей силу в 2021 г.), было отмечено, что «повышение уровня безопасности функционирования железнодорожного транспорта является важнейшим государственным приоритетом развития и модернизации отрасли, научных исследований и текущей эксплуатационной работы». А в действующем Руководстве по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД» приводится обновленное определение культуры безопасности (в отношении управления подразделением), в соответствии с которым «безопасность обладает высшим приоритетом (здесь и далее выделено автором) и ей уделяется внимание, определяемое ее значимостью» [1].