По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08

Безопасность и человеческий фактор

В.М. Рудановский канд. техн. наук, e-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Рассматриваются некоторые общие вопросы влияния человеческого фактора на безопасность железнодорожного движения. Дается обоснование того, что человеческий фактор присутствует во всех случаях нарушений безопасности движения. Предлагается для некоторых практических целей выделять человеческий фактор как одну из причин нарушений безопасности движения по признаку его относительности, то есть с позиций какой-либо одной конкретной железнодорожной организации. Приводятся основные положения разработанных в ОАО «РЖД» Методики оценки влияния человеческого фактора на надежность производственных процессов и технических систем железнодорожного транспорта и Порядка формирования группы риска работников локомотивных бригад по психофизиологическим показателя

Литература:

1. Человеческий фактор: определение. — URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 16.05.2017).

2. Inspectors Toolkit. Human factors in the management of major accident hazards (Human Factors Toolkit). Health and Safety Executive (HSE), October, 2005. — 114 p. — URL: www.hsebooks.co.uk (дата обращения: 18.04.2012).

3. Рудановский В.М. Некоторые подходы к решению фундаментальных проблем безопасности в техногенной сфере // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2020. — № 2. — C. 8–20.

4. A study of the Role of Human Factors in Railway Occurrences and Possible Mitigation Strategies. T8080-07-0052. Conducted in Support of the Railway Safety Act Review by Maury Hill and associates, Inc. August 2007. — 49 p.

5. AMT Handbook Addendum Human Factors / Chapter 14. Human Factors. — Pp. 14-1–14-30. — URL: https://hfskyway.faa.gov (дата обращения: 13.11.2012).

6. E. Donald Sussman & Thomas G. Raslear. Railroad Human Factors // Reviews of Human Factors and Ergonomics. — Volume 3, March 2007. — Edited by Deborah A. Boehm-Davis.

7. Railroad Safety Statistics 2011. Preliminary Annual Report. U.S. Department of Transportation Federal Railroad Administration (Data as of March 8, 2013). — URL: http://safetydata.fra.dot.gov/ (дата обращения: 04.09.2022).

8. Railroad Safety Statistics 2012. Preliminary Annual Report. U.S. Department of Transportation Federal Railroad Administration (Data as of October 24, 2013). — URL: http://safetydata.fra.dot.gov/ (дата обращения: 04.09.2022).

9. 109-я Международная конференция труда // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2022. — № 2. — C. 48–58.

10. Савченко А.С. Судьба «Сапсанов» — под вопросом. Что будет с ними? // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2022. — № 3. — C. 3–5.

11. Методика оценки влияния человеческого фактора на надежность производственных процессов и технических систем железнодорожного транспорта. Утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 18.12.2018 № 2704/р.

12. Суворов А.С. Обязанности машиниста локомотива по обеспечению безопасности движения // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2022. — № 3. — C. 43–46.

13. Порядок формирования группы риска работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» по психофизиологическим показателям. Утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 12.10.2018 № 2228/р.

Обычно человеческий фактор определяют как «совокупность объективных условий (предпосылок) психического, социально-экономического, политического, идеологического, морального, национального, природного и техногенного характера, действующих в данное время и в данном пространстве и обусловливающих негативное или позитивное поведение человека и его поступки» [1]. Он присутствует в различных видах деятельности и обеспечения всевозможных свойств, состояний и (или) характеристик процессов, в которых участвует человек. Его проявлениями могут быть положительные, нейтральные или отрицательные (вплоть до вредных или катастрофических) результаты принятых решений и действий человека.

При обеспечении безопасности особое внимание уделяется предупреждению таких проявлений человеческого фактора, которые ведут к отрицательным результатам. С этих позиций в ГОСТ 12.0.002-2014 «Система стандартов безопасности труда. Термины и определения» дается следующее определение: «Человеческий фактор — совокупность личностных характеристик и поведения работающего, вызывающая в процессе трудовой деятельности преднамеренные или непреднамеренные, но неверные действия различного характера, в итоге приводящие к опасным происшествиям и ситуациям, инцидентам, авариям, несчастным случаям, производственно обусловленным и профессиональным заболеваниям».

Более широко в этом плане толкуют человеческий фактор британские специалисты — как «сочетание особенностей окружающей обстановки, организационных и трудовых особенностей, а также свойственных человеку индивидуальных характеристик, которые влияют на дисциплину труда, способную воздействовать на здоровье и безопасность» [2]. Данное определение включает три взаимосвязанные группы особенностей, сопровождающих человека в процессе производственной деятельности: трудовые, индивидуальные и организационные особенности, как представлено на рис. 1. Иными словами, человеческий фактор связан с тем, что человеку предписано сделать (постановка задачи и ее характеристики), кто должен делать (личностные характеристики и компетенции) и где осуществляется трудовой процесс (организация и ее характерные признаки).

Для Цитирования:
В.М. Рудановский, Безопасность и человеческий фактор. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: