За время своего существования железные дороги мира, в том числе отечественные, прошли громадный путь своего развития. Кардинальным образом изменился облик железных дорог. Передовые позиции на транспортном рынке им удалось занять благодаря тому, что на протяжении своей истории они активно впитывали все основные достижения научно-технического прогресса [1]. Свои естественные преимущества они развивали и дополняли с целью повышения не только эффективности своей перевозочной деятельности, но и такой важнейшей для них качественной характеристики, как безопасность движения поездов и маневровой работы.
Некоторые существенные новации вводились либо исключительно для повышения эффективности железнодорожного транспорта (более экономичные виды тяги, повышение грузоподъемности и вместимости подвижного состава с одновременным сооружением более мощной конструкции пути, повышение скоростей движения и др.), либо исключительно для повышения безопасности. При этом первые из этих новаций за счет обновления техники и более совершенных технологических решений также приводили к улучшению безопасности.
Нередко новые технико-технологически решения, которые реализовывались на железных дорогах, тесно переплетались с решением задач как эффективности перевозочной деятельности, так и безопасности движения. Так было с внедрением на железных дорогах автоматических тормозов, автоблокировки и электрической централизации, автосцепки, радиосвязи и т.д.
В последние годы с развитием строительных технологий и технических возможностей специалисты на железных дорогах стали обращать особое внимание на такие коренные преобразующие решения, которые способны привести к почти полному устранению источников недопустимых или нежелательных рисков неблагоприятных событий.
Так, например, ликвидация железнодорожного переезда и его замена путепроводом (или тоннелем) приводит к тому, что полностью устраняются столкновения железнодорожного подвижного состава с автотранспортным средством (рис. 1а)1 .