По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08

Безопасность движения и коренные преобразования на железнодорожном транспорте

В. М. Рудановский канд. техн. наук, E-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Рассматриваются возможности повышения уровня безопасности движения в условиях кардинальной замены существующих технологий на железнодорожном транспорте новыми или модифицированными старыми: замена горочных технологий сортировки вагонов безгорочными, специализация железнодорожных линий для пассажирского или грузового видов движения, внедрение в оперативную работу искусственного интеллекта.

Литература:

1. Сотников, Е.А., Шенфельд, К.П. Стратегическое прогнозирование состояния сложной производственной системы — железнодорожный транспорт. — Текст : непосредственный // Вестник ВНИИЖТ. — 2017. — Т. 76. — №5. — С. 255–265.

2. Шейкин, В.П., Рудановский, В.М. Системы АРС на сортировочных станциях Японских железных дорог. — Текст : непосредственный // Автоматика, телемеханика и связь. —1973. — №1. — С. 45–47.

3. Сортировочная станция ; материал из Википедии — свободной энциклопедии. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сортировочная станция. — Текст : электронный.

4. UPDATE: The numbers behind CSX Transportation hump shutdowns. — URL: https://www.trn. trains.com/2017/05/23-selkirk-hump. — Текст : электронный.

5. Edwin R. ‘Chip’ Kraft, Ph. D. To Hump Cars or Not? — Текст : непосредственный // Railway Age. — September, 2017. — P. 55–56.

6. Иванов, Павел. Ключевые направления — поэтапная ликвидация барьерных мест и адресное повышение установленных скоростей / Первые лица. — Текст : электронный // Гудок.Ру, 15.01.2018. — URL: https://www.gudok.ru/first_person.

7. Положение о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта : [утверждено приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. №344]. — Текст : непосредственный.

8. Бубнова,Г.В., Федоров, Ю.Н. Об эффектах специализации железнодорожных линий. Текст : непосредственный // Мир транспорта. — 2012. — №6. — С. 62–69.

9. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. : [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. №1734-р : новая редакция утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. №1032-р, с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2018 г. №893-р]. — Текст : непосредственный.

10. Матюхин, В.Г. Искусственный интеллект транспорта. — URL: https://www.federalbook.ru/ files/SVAYZ/saderzhanie/Tom%2012/VII/Matyuhin.pdf. — Текст : электронный.

11. Романчиков,А.М., Гросс,В.А., Ефанов,Д.В., Васильев,А.Ю. Цифровизация железнодорожного транспорта в России. — Текст : непосредственный // Транспорт Российской Федерации. — 2018. — №6 (79). — С. 10–13.

12. Искусственный интеллект на железной дороге: как 1 км/ч приносит $2,5 млрд прибыли. — URL: https://www.xDSL.ru. — Текст : электронный.

13. Халин, Е.В. Цифровые технологии обеспечения безопасности производства. — Текст : непосредственный // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2020. — №1. — C. 60–73.

14. Рудановский, В.М. Некоторые подходы к решению фундаментальных проблем безопасности в техногенной сфере. — Текст : непосредственный // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2020. — №2. — C. 8–20.

15. Commission implementing regulation (EU) No 402/2013 of 30 April 2013 on the common safety method for risk evaluation and assessment and repealing Regulation (EC) №352/2009. — Текст : непосредственный // Official Journal of the European Union. — L, May 3, 2013. — №121. — PP. 8–25.

16. Rail, Safety. Oversight and Expertise / Railway Safety Management Systems Guide. — Текст : электронный // Transport Canada. — TP 15058E (11/2010), TC-1004043. — P. 92. — URL: http://www.tc.gc.ca.

За время своего существования железные дороги мира, в том числе отечественные, прошли громадный путь своего развития. Кардинальным образом изменился облик железных дорог. Передовые позиции на транспортном рынке им удалось занять благодаря тому, что на протяжении своей истории они активно впитывали все основные достижения научно-технического прогресса [1]. Свои естественные преимущества они развивали и дополняли с целью повышения не только эффективности своей перевозочной деятельности, но и такой важнейшей для них качественной характеристики, как безопасность движения поездов и маневровой работы.

Некоторые существенные новации вводились либо исключительно для повышения эффективности железнодорожного транспорта (более экономичные виды тяги, повышение грузоподъемности и вместимости подвижного состава с одновременным сооружением более мощной конструкции пути, повышение скоростей движения и др.), либо исключительно для повышения безопасности. При этом первые из этих новаций за счет обновления техники и более совершенных технологических решений также приводили к улучшению безопасности.

Нередко новые технико-технологически решения, которые реализовывались на железных дорогах, тесно переплетались с решением задач как эффективности перевозочной деятельности, так и безопасности движения. Так было с внедрением на железных дорогах автоматических тормозов, автоблокировки и электрической централизации, автосцепки, радиосвязи и т.д.

В последние годы с развитием строительных технологий и технических возможностей специалисты на железных дорогах стали обращать особое внимание на такие коренные преобразующие решения, которые способны привести к почти полному устранению источников недопустимых или нежелательных рисков неблагоприятных событий.

Так, например, ликвидация железнодорожного переезда и его замена путепроводом (или тоннелем) приводит к тому, что полностью устраняются столкновения железнодорожного подвижного состава с автотранспортным средством (рис. 1а)1 .

Для Цитирования:
В. М. Рудановский, Безопасность движения и коренные преобразования на железнодорожном транспорте. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: