В последнее время в средствах массовой информации все больше претензий предъявляется к организациям, обеспечивающих безопасность лифтового хозяйства. Однако далеко не всегда именно они виноваты в случившихся происшествиях, что вовсе не отменяет их ответственность за проведение тщательного анализа надежности эксплуатации лифтов. Как показывает практика, причиной чрезвычайных происшествий нередко становятся неправомерные действия пассажиров.
Могу привести пример, когда в случившейся аварийной ситуации оказались виноваты не специалисты, обслуживающие конкретный лифт, а сами пассажиры.
Проводились исследования надежности работы лифтов в одной из гостиниц. В машинном помещении находились специалисты лифтовых организаций, в том числе представитель завода-изготовителя, руководитель районного управления по обслуживанию лифтов, специалист по оценке надежности лифтового оборудования. И надо же случиться такому — на одном из лифтов, в кабине которого были люди, перегорел предохранитель. Электромеханик тут же переставил предохранитель с другого ждущего вызов лифта, но кабина по каким-то причинам осталась на месте.
Электромеханик пошел успокаивать пассажиров, находящихся в застрявшей кабине, а специалисты стали искать причину внезапной остановки лифта. Всё было исправно, и, как показал анализ ситуации, в кабине, рассчитанной на четырех человек, ехали именно четыре человека: два иностранца с большими чемоданами и две наших соотечественницы весом за 90 кг каждая.
Когда лифт остановился, эти женщины, чтобы лифт возобновил движение, — взяли и подпрыгнули, после чего лифт «сел» на ловители, что серьезно усложнило процесс ликвидации последствий аварии. Кабину снимали вручную с ловителей в течение 15 минут — и все из-за пресловутого «женского» прыжка. Кто был виноват в таком развитии событий — специалисты, обслуживающие лифты, разработчики и изготовители лифтов или пассажиры, проигнорировавшие правила безопасной эксплуатации лифтов, — такой вопрос, полагаю, в данном случае излишен.