Опубликованная в № 4 за 2020 г. журнала «Главный инженер. Управление промышленным производством» статья А. Н. Фомина «Бесцеховое производство как ответ на вызовы технологической революции 4.0» вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, похвально огромное желание автора найти универсальное решение всех проблем России в виде бесцеховой системы управления, а с другой стороны, возникает масса вопросов типа - возможно ли это в принципе и какие ограничения имеет та же бесцеховая система?
Коротко повторим, что бесцеховая система управления предполагает качественные изменения схемы организации людей в процессе производства, объединяя их фактически в один большой цех, когда все процессы выстраиваются в одну линию. Правильно будет называть такую схему работ не бесцеховая, а одноцеховая структура. При этом, по мнению г-на Фомина, достигается наиболее естественный, рациональный и в этом смысле правильный способ соединения людей и оборудования при производстве общественно полезного продукта. Экономически значимым результатом такого соединения является высокий уровень производительности труда предприятия, намного (?) превосходящий аналогичный показатель при цеховой организации производства.
В самом общем виде коренные различия цеховой и бесцеховой структур заключаются в том, что цеховая структура – это управление объектами в виде цехов, каждый из которых представляет собой отдельный участок общего технологического процесса, а бесцеховая структура – это управление горизонтальными, сквозными процессами от начальной точки до конечного продукта.
Бесцеховая система управления предполагает качественные изменения схемы организации людей в процессе производства, объединяя их фактически в один большой цех, когда все процессы выстраиваются в одну линию. Правильно будет называть такую схему работ не бесцеховая, а одноцеховая структура.
Заметим, что автор явно лукавит, считая цех автономным хозяйством, совмещающим в себе функции управления оборудованием (1), обеспечения его работоспособности (2), планирования и координации работ (3), ремонта оборудования (4) и т. п. Цех никогда не был автономным хозяйством и всегда был задействован в общей цепочке создания ценностей для потребителя. Тем более, цех никогда не мог самостоятельно планировать свою работу и координировать ее в масштабах предприятия, управлять оборудованием и его ремонтом и т. д. Всегда на предприятии были и есть службы главных специалистов: маркетолога, конструктора, экономиста, плановика, технолога, механика, энергетика и т. д., которые отвечали каждый за свой участок работы. Еще есть закупки, продажи, IT-блок и другие важные участки.