— Александр Андреевич, в «Трансмашхолдинге» вы организуете работу по созданию новой техники. Какие подходы вы считаете приоритетными?
— Американскому промышленнику Генри Форду приписывают такие слова: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь». Мы в «Трансмашхолдинге» стремимся к тому, чтобы лучше самого заказчика понимать, какая техника нужна ему уже сейчас или понадобится в перспективе. Для создания техники, которая действительно необходима заказчику, в холдинге создана единая система — от маркетинга через разработку подвижного состава и его производство до поставок продукции, включая гарантийный и постгарантийный сервис. Кроме того, мы формируем график разработки новой техники на перспективу пяти лет. Такой подход позволяет равномерно распределять трудовые ресурсы, создавая надежную и современную технику.
— На ваш взгляд, какие перспективные технические решения будут определять облик рельсового транспорта в ближайшие десятилетия?
— Все области экономики в России и в мире постепенно становятся цифровыми и киберфизическими, внедряются безлюдные технологии. Железная дорога — основа, «кровеносная система» любой экономики, и она не может остаться в стороне. Думаю, что в ближайшие десятилетия станут широко применяться цифровые системы передачи данных, автоматизированные системы управления расписанием и движением, беспилотные локомотивы. Кроме того, начнет работу «цифровое депо», в рамках которого будут осуществляться автоматический сбор данных о состоянии локомотива, предупреждение о нештатных ситуациях, роботизированный ремонт и обслуживание. Локомотив станет источником не только тяги, но и информации об окружающих объектах и инфраструктуре как для служб самой железной дороги, так и для сторонних клиентов.
Второе направление развития — поиск новых источников энергии. Кое-где уже сейчас применяются аккумуляторные поезда и локомотивы, а с бурным развитием отрасли они будут распространяться все шире и шире: сначала на локомотивах для маневровых работ, пассажирских поездах, а затем, возможно, и на магистральных машинах. Основной возможный конкурент аккумуляторным локомотивам в будущем — подвижной состав на водородных топливных элементах. Пока эта технология недоработана, но водородные поезда уже есть в коммерческой эксплуатации, технологии совершенствуются, появляются возможности для удешевления производства водорода. Для нашей страны перспективно применение газового топлива для железнодорожного транспорта — в России оно доступное и дешевое. Эта технология уже готова к применению, и ее использование будет расширяться вместе со строительством необходимой заправочной инфраструктуры и сертификацией новых типов локомотивов на газовом топливе.