Цифровые технологии открывают новые способы повышения производительности, но только для компаний, готовых к будущему. Большинство руководителей борются за развитие в компаниях культуры постоянного совершенствования. Без основ бережливого производства, таких как ориентация на клиента, выстраивание непрерывных производственных потоков, организация рабочего места (5S) и навыков решения проблем (PDCA, DMAIC), любой проект «цифровизации» обречен принести больше вреда, чем пользы. В недалеком будущем только небольшая группа компаний будет процветать в новых реалиях, в то время как большинство будет находиться на грани исчезновения. К какому лагерю присоединится ваша компания?
Производители, которым еще предстоит начать реализацию бережливого производства, должны приступить к работе уже сегодня. Вопреки тому, что проповедуют некоторые технологические гуру, цифровизация не станет заменой бережливого производства. Однако это мощное дополнение. Цифровые технологии, такие как Интернет вещей и алгоритмы машинного обучения, применяемые к большим наборам данных, позволяют продвинуться в решении комплексных – до сих пор даже неизвестных – проблем в производственных процессах. Дополненная реальность и переносные электронные устройства позволяют операторам быстро учиться и точно работать в цеху. Цифровые двойники и виртуальная реальность дают возможность проводить быстрые и дешевые эксперименты в имитируемой среде. Аддитивное производство бросает вызов обычным производственным процессам. Дроны повышают скорость и точность проверок в труднодоступных производственных местах.
Тем не менее, инвестиции в любую из этих технологий бесполезны, если клиент не покупает продукты. Бережливое производство способствует максимальной удовлетворенности клиента. Поставка продукта надлежащего качества в нужном месте, в нужном количестве и с наименьшими затратами – эта стратегия не исчезнет в ближайшие годы.
Новые производственные вызовы и непрерывное развитие технологий заставляют менеджеров работать сразу по нескольким направлениям. Вопервых, они, конечно, должны поддерживать ежедневные операции. Вовторых, не должны упускать из виду исполнение инициатив бережливого производства. В-третьих, они должны ориентироваться в джунглях модных слов, связанных с цифровизацией, таких как «умное» производство, Индустрия 4.0 и кибер-физические производственные системы. В-четвертых, они должны мыслить стратегически при выборе необходимых цифровых технологий для внедрения в производственные процессы. В-пятых, должны постоянно отбиваться от армии консультантов, у которых «есть на все ответы» и которые постоянно изобретают новые модные слова. Но в то же время необходимо держать некоторых консультантов рядом, чтобы получить помощь в выборе и реализации программ бережливого производства и внедрения новых технологий. Ни одна из этих задач не легка. Быть руководителем производства сегодня требует выносливости и страсти профессионального спортсмена.