Сам по себе процесс замены отечественных компонентов производства на импортные в условиях глобализации экономики был вполне естественным. Со стороны можно было получить современное, высокотехнологичное и высокопроизводительное оборудование, которое позволяло производить более качественную продукцию и в больших объемах. К тому же это оборудование было достаточно недорогим, поскольку выпускалось в значительных объемах, для гораздо более широкого, чем только внутрироссийский рынок.
Однако переход на импортное оборудование требовал зачастую и применения в процессе производства импортных же материалов и комплектующих, под параметры которых оборудование это (в значительной степени, высокоавтоматизированное) было настроено.
С началом жесткой санкционной компании российские предприятия оказались в условиях, когда использование импортного оборудования и комплектующих для них стало если не напрямую невозможным, то как минимум значительно более дорогим, чем оно было раньше. Это поставило под вопрос экономическую рентабельность производств. Причем, произошло это в то время, когда внутренний российский рынок ощущает потребность в значительно большем количестве отечественной продукции в связи с уходом с него ряда иностранных производителей.
Практически общей для всех компаний проблемой, отрицательно сказывающейся на рентабельности, является прекращение/сокращение поставок или удорожание используемых импортных компонентов, упаковки или разного рода дополнительных «аксессуаров» к их основной продукции.
Участниками национального проекта «Производительность труда» являются предприятия самого широкого спектра отраслей — от приборостроения и радиоэлектроники до пищевой промышленности, строительства и торговли. Поэтому опыт работы наших специалистов на предприятиях дает, на наш взгляд, весьма репрезентативный срез ситуации в российской экономике в целом.
Практически общей для всех компаний проблемой, отрицательно сказывающейся на рентабельности, является прекращение/сокращение поставок или удорожание используемых импортных компонентов, упаковки или разного рода дополнительных «аксессуаров» к их основной продукции. При этом, если для предприятий тяжелой промышленности речь идет в первую очередь о нехватке комплектующих, то для пищевой промышленности, торговли или фармпроизводства главной проблемой является именно упаковка. Основная часть качественного картона и тетрапаков поставлялась до сих пор в Россию из‑за рубежа. На долю сырья и логистики в стоимости упаковки приходится, по расчетам специалистов, до 70 %. Без упаковки же потребительские товары обычно просто не поступают на рынок.