В соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый специалист здравоохранения обязан оказывать первую помощь при несчастных случаях, угрожающих жизни и здоровью [1].
С целью совершенствования практических навыков выполнения базового реанимационного комплекса нами разработан СИМ «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных ситуациях». Рабочая программа данного модуля является неотъемлемой частью дополнительных профессиональных программ на всех циклах повышения квалификации и профессиональной переподготовки для специалистов со средним медицинским образованием.
Реализуемые в рамках модуля образовательные технологии способствуют совершенствованию у слушателей следующих компетенций:
— оказание экстренной помощи пострадавшим на догоспитальном этапе;
— принятие решений в нестандартных ситуациях;
— способность к обобщению и систематизации знаний;
— самоанализ профессиональных действий;
— командный подход к работе в критической ситуации.
Занятия по отработке практических навыков проводятся в специализированных кабинетах симуляционно-атестационного центра (САЦ) БУДПО УР РЦПК МЗ УР, оснащенных мультимедийным оборудованием, системами аудио- и видеорегистрации, симуляторами высокой степени реалистичности:
— манекен-тренажер для реанимации Resusci Anne (модель всего тела взрослого человека с блоком контроля Skillreporter);
— манекен-тренажер Resusci Anne Basiс (торс с головой и блоком контроля Skillguide);
— манекен-тренажер для реанимации Resusci Junior (подросток);
— манекен-тренажер для реанимации Resusci Baby с блоком контроля навыков;
— манекен-тренажер для реанимации Baby Anne Infant CPR Trainer;
— манекен-тренажер «Бадди».
Совершенствование навыков оказания доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных ситуациях у специалистов со средним медицинским образованием осуществляется на основе интеграции методик проблемного, симуляционного и алгоритмического обучения. Из методик симуляционного обучения применяются 4-и 3-этапные приемы тренинга [2].