По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Базовые модели обеспечения качества медицинских услуг: мировой опыт и тенденции развития

Зиняков Сергей Алексеевич аспирант кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья, факультет профилактической медицины и организации здравоохранения Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (ФГБОУ ДПО РМАНПО) doctorzsa@mail.ru

В статье рассмотрен мировой опыт обеспечения качеством медицинских услуг. Выявлены базовые модели управления (с исторических позиций), которые существенно эволюционировали в ХХ — начале ХХI вв., под влиянием развития подходов к стандартизации, оценке и контролю качества медицинских услуг. Проанализированы организационные модели управления качеством медицинской помощи на основе базовой — индустриальной модели, доминирующей в мире на данный момент, выявлены особенности их формирования, а также охарактеризованы условия эффективного применения данных моделей на практике.

Литература:

1. Вялков А. И. Управление качеством медицинской помощи в лечебно-профилактическом учреждении на современном этапе / А. И. Вялков, Р. А. Хальфин, Е. Л. Никонов // ГлавВрач. — 2009. — № 3. — С. 17–21.

2. Доклад о состоянии здравоохранения в мире «Финансирование систем здравоохранения: путь к всеобщему охвату населения медико-санитарной помощью» [Электронный ресурс] / ВОЗ. — 2010. — Режим доступа: http://www.who.int/whr/2010/ru/index.html.

3. Комаров Ю. М. Лицензирование и аккредитация как основа обеспечения качества медицинской помощи // ГлавВрач. — 2011. — № 2. — С. 64–69.

4. Линденбратен А. Л. Методические подходы к оценке качества организации медицинской помощи // Здравоохранение: журнал рабочих ситуаций главного врача. — 2015. — № 1. — С. 74–78.

5. Мартынчик С. А., Хомяков С. М. Роль стандартов в повышении эффективности бюджетных расходов на оказание высокотехнологической медицинской помощи в условиях государственного заказа // Здравоохранение Российской Федерации. — 2010. — № 2. — С. 3–6.

6. Медицина Великобритании [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //england-holiday.ru/_advice/ medicina-v.html

7. Методологические и методические основы клинического менеджмента / А. И. Вялков, В. З. Кучеренко, С. Л. Вардосанидзе [и др.] // ГлавВрач. — 2007. — № 7. — С. 71–82.

8. Орлов Е. М. Автоматизированная система медико-экономических стандартов как способ повышения эффективности управления региональным здравоохранением // Современные проблемы науки и образования. — 2010. — № 2. — С. 152–155.

9. Система здравоохранения в Соединенных Штатах Америки: страхование нации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //healthua.com/articles/2775.htmp.

10. Управление качеством медицинской помощи / А. И. Вялков, В. З. Кучеренко, С. Л. Вардосанидзе [и др.] // ГлавВрач — 2007. — № 10. — С. 23–39.

11. Эмануель А. В. Элементы системы менеджмента качества на базе ГОСТ Р ИСО 9001:2008 и ГОСТ Р ИСО 9004:2010. Обзор стандартов // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. — № 1 (11). — 2012. — С. 112–123.

12. Annual Report 2008. ISO standards. Integratedconfi dence. [Электронный ресурс] / ISO Central Secretariat. Genève 20 Switzerland. — 2009. — 28 с. — Режим доступа: http://www.iso.org/iso/ru/annual_report_2008. pdf.

13. Charles D. A backgroundfornationalqualitypoliciesinhealthsystems / Charles D. ShawIsufKalo. — WorldHealthOrganization, 2002. — 53 р.

14. Donabedian A. Promotingqualitythroughevaluationtheprocessofthepatientcare / A. Donabedian // Medicalcare. — 1968. — № 6. — Р. 181–201.

15. Healthsystems and publichealth services / World Health Organization. Regional Offi ce for Europe, 2012. — 28 p.

16. How can hospital performance ebemeasured and monitored? [Электронный ресурс] / WHO Regional Offi ce for Europe‘s HealthEvidenceNetwork (HEN). — August, 2003. — 17 с. — Availableat: http://www.euro.who. int/__data/assets/pdf_fi le/0009/74718/E82975.pdf.

17. Hunter D. L. TeamWorks: a model for continuousquality improvement inthehealthcare industry / Hunter D. L., Kernan M. T., Grubbs M. R. // Am. J. Med. Qual. — 1995. — Winter; 10 (4). — Р. 199–205.

18. Lekhan V. Health care systems intransition: Ukraine / V. Lekhan, V. Rudiy, E. Nolte. — Copenhagen: WHO Regional Offi ce for Europe on behalfof the European Observatoryon Health Systems and Policies, 2004. — 128 p.

19. Quality and accreditation in healthcareservices: а globalreview / Geneva: World Health Organization, 2007. — 225 p.

20. SamsonD. The relations hipbetweentotal quality management practicesandoperational performance / D. Samson, M. Terziovski // Journal of Operations Management. — 17 (4), 1999. — 393–409 p.

Мировой опыт свидетельствует об активном и успешном развитии систем управления качеством путем распространения международных стандартов качества медицинской помощи в разных странах мира, создания соответствующих государственных национальных стандартов и гармонизации их с международными [2, 10]. При этом существенное влияние на совершенствование мировой стандартизации оказала концепция доказательной медицины, основная идея которой заключается в применении лишь тех методов диагностики и лечения, профилактика и результативность которых доказана во время клинических исследований высокого уровня обоснованности.

Стандартизация, по мнению специалистов и экспертов, обеспечивает возможность удерживать достаточно высокий уровень медицинской помощи независимо от опыта и личных способностей врача, создать гарантии для пациента во время получения медицинских вмешательств [5, 8]. В этих условиях важной научной проблемой является исследование мирового опыта, эволюции, тенденций развития теории и практики управления качеством медицинских услуг в динамике, что предполагается реализовать в данной статье путем исследования базовых моделей управления ХХ — начала ХХI вв., сформировавшихся и эволюционировавших под влиянием развития подходов к стандартизации, оценке и контролю качества медицинских услуг.

Выделение типичной для данного этапа развития теории и практики управления качеством медицинских услуг модели позволит выделить и охарактеризовать организационные модели управления качеством медицинской помощи, присущие доминирующей на данный момент базовой модели управления.

Системное изложение проблематики управления качеством медицинской помощи впервые представил А. Донабедян, адаптировавший подходы к менеджменту качества в сфере товарного производства в медицинскую деятельность и предложивший трехкомпонентную модель обеспечения качества [14]: качество структуры; качество процесса; качество результата.

Структурный компонент качества означал учет всех ресурсных составляющих в процессе предоставления медицинских услуг. Инструментами его реализации стали лицензирование и аккредитация медицинского учреждения, аттестация специалистов. Таким образом, медицинскому учреждению делегируются официально определенные полномочия по предоставлению медицинской помощи населению. Процессный компонент основан на положении о том, что результаты медицинской деятельности будут тем лучшие, чем более полноценно применяются медицинские знания и технологии непосредственно при предоставлении медицинских услуг. Последнее отождествляется с производственным процессом в промышленности — процессом производства медицинских услуг, и носит четко индивидуальный характер.

Для Цитирования:
Зиняков Сергей Алексеевич, Базовые модели обеспечения качества медицинских услуг: мировой опыт и тенденции развития. ГЛАВВРАЧ. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: