Мировой опыт свидетельствует об активном и успешном развитии систем управления качеством путем распространения международных стандартов качества медицинской помощи в разных странах мира, создания соответствующих государственных национальных стандартов и гармонизации их с международными [2, 10]. При этом существенное влияние на совершенствование мировой стандартизации оказала концепция доказательной медицины, основная идея которой заключается в применении лишь тех методов диагностики и лечения, профилактика и результативность которых доказана во время клинических исследований высокого уровня обоснованности.
Стандартизация, по мнению специалистов и экспертов, обеспечивает возможность удерживать достаточно высокий уровень медицинской помощи независимо от опыта и личных способностей врача, создать гарантии для пациента во время получения медицинских вмешательств [5, 8]. В этих условиях важной научной проблемой является исследование мирового опыта, эволюции, тенденций развития теории и практики управления качеством медицинских услуг в динамике, что предполагается реализовать в данной статье путем исследования базовых моделей управления ХХ — начала ХХI вв., сформировавшихся и эволюционировавших под влиянием развития подходов к стандартизации, оценке и контролю качества медицинских услуг.
Выделение типичной для данного этапа развития теории и практики управления качеством медицинских услуг модели позволит выделить и охарактеризовать организационные модели управления качеством медицинской помощи, присущие доминирующей на данный момент базовой модели управления.
Системное изложение проблематики управления качеством медицинской помощи впервые представил А. Донабедян, адаптировавший подходы к менеджменту качества в сфере товарного производства в медицинскую деятельность и предложивший трехкомпонентную модель обеспечения качества [14]: качество структуры; качество процесса; качество результата.
Структурный компонент качества означал учет всех ресурсных составляющих в процессе предоставления медицинских услуг. Инструментами его реализации стали лицензирование и аккредитация медицинского учреждения, аттестация специалистов. Таким образом, медицинскому учреждению делегируются официально определенные полномочия по предоставлению медицинской помощи населению. Процессный компонент основан на положении о том, что результаты медицинской деятельности будут тем лучшие, чем более полноценно применяются медицинские знания и технологии непосредственно при предоставлении медицинских услуг. Последнее отождествляется с производственным процессом в промышленности — процессом производства медицинских услуг, и носит четко индивидуальный характер.