Формулировка объективной проблемы и взаимосвязанная с ней постановка проблемы научного исследования является важнейшей, первоочередной и наиболее трудоемкой в интеллектуальном плане частью научной деятельности. Выбор для исследования не объективно существующего, а надуманного противоречия, неверно сформулированная проблема ведут — в своей взаимосвязи — к нарушению всего гармоничного цикла работ исследователя [3; 8]. Выявленные противоречия призваны облегчить формулировки объективных и научных проблем для современных и будущих исследователей.
Наличие определенных противоречий [6, c. 226–229] философского, фундаментального и прикладного научного знания с опытом практической деятельности объективно. Это противоречие ведет к относительному снижению ценности результатов научного исследования для той, другой или третьей стороны процесса взаимосвязанного развития. Высказывание К. Лоренца: «Человечество препятствует самооценке всеми средствами; и поистине уместно призвать его к смирению — и всерьез попытаться взорвать эти завалы чванства на пути самопознания» [цит. по: 2, c. 3] раскрывает суть выявленной проблемы лишь с одной стороны. С другой стороны, крайнее обобщение К. Лоренцом человечества, как такового, не дифференцирует во многом антагонистичные, оперативные цели элементов процесса взаимосвязанного развития, в частности, надсистемы-заказчика, владельца ресурсного обеспечения, представителей фундаментальных и прикладных наук, прибылеобразующих элементов и собственно потребителей и, что не менее важно, антагонистически или синергично взаимодействующих визави комплекса [9].
Антагонистичность целей выделенных элементов очевидна и во многом объективна. К примеру, ценность философского знания как такового, целесообразность исследований в этой области несомненна для философов. Однако всеобщность, сложность проблем, поднимаемых этой наукой, попытки дойти до истоков проблемы, доказательства объективности неразрешимости метапроблемы Бытия как такового, формируют представления об иррациональности такого вида социального действия, требующего ресурсной поддержки со стороны целерациональной прикладной науки и еще более прагматичной сферы общества — сферы практической деятельности. Можно предположить, что актуальность (оперативная ценность) научных исследований, как правило, должна быть обоснована потребностью общества. В качестве таковых выступают: снижение неопределенности при выборе рациональных подходов и действий к разрешению той или иной объективной проблемы, связанной с той или иной дисгармонией (неудовлетворенной потребностью) общества; создание предпосылок для целерациональной деятельности, которые позволят повысить степень достижимости поставленной цели, рациональность и управляемость того или иного процесса в сфере антропогенной деятельности в объективной реальности.