По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Барьеры на пути к эффективному образовательному партнерству

Д.А. Канарейко ассистент кафедры менеджмента и бизнеса Сургутского государственного университета

Актуальность исследования обусловлена тем, что пандемия ставит ребром не только вопросы цифровой трансформации, но и проблемы связи вуза с экономикой, бизнесом, обществом и уровнем благополучия своих выпускников. Уже не первый год обсуждается проблема разрыва компетенций выпускников от реального рынка труда, сложностей карьерного старта, нехватки востребованных специалистов и все большего количества выпускников, работающих не по специальности. Но даже если партнеры определили общую цель и понимают, что все должны прилагать усилия для ее достижения, на их пути часто возникают препятствия, связанные с различными факторами. В статье рассмотрены барьеры на пути к эффективному образовательному партнерству, а также пути их преодоления. Барьеры в построении эффективного партнерства могут быть глобальными, связанными с несовпадением целей, а также локальными, которые легко решить на уровне личных договоренностей. В любом случае главная движущая сила для их преодоления — личная мотивация участников партнерства работать вместе

Литература:

1. Каменский А.М. Социальное партнерство как дополнительный образовательный ресурс // Научно-педагогическое обозрение. 2018. № 1 (19).

2. Стенякова Н.Е., Груздова О.Г. Кластерная модель организации партнерства образовательных учреждений // Мир науки. 2017. Т. 5. № 5.

3. Ширинкина Е.В. Драйверы развития рынка труда в цифровой экономике // Экономика и менеджмент систем управления. 2018. Т.29. № 3.

4. Ширинкина Е.В. Обучение персонала как драйвер изменения поведения: предпосылки и практические подходы // Вестник НГИЭИ. 2021. № 2 (117).

5. Ширинкина Е.В. Оценка уровня человеческого потенциала в управлении развитием персонала // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2017. Т. 2.

6. Ширинкина Е.В. Принципы управления обучением в цифровой среде // Экономика образования. 2019. № 4 (113).

7. Ширинкина Е.В. Проектирование педагогического дизайна образовательной среды университета // Вестник СанктПетербургского государственного института культуры. 2021. № 1 (46).

8. Ширинкина Е.В. Управление обучением на рабочем месте: инновационные технологии // Инновации в менеджменте. 2020. № 4 (26).

9. Ширинкина Е.В. Управление обучением в цифровой среде // Юрист вуза. 2019. № 4.

10. Ширинкина Е.В. Формирование образовательной цифровой среды // Экономика образования. 2020. № 4 (119).

11. Ширинкина Е.В. Трансформация бизнес-процессов в условиях новой реальности // В сборнике: Организационно-правовые основы эконмической безопасности субъектов хозяйствования в условиях новых вызовов внешней среды: проблемы и пути их решения. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Н.В. Мальцева. Екатеринбург, 2021.

12. Ширинкина Е.В., Собиров Б.Ш. Цифровая трансформация российских университетов: аналитика лучших практик // Научные исследования и разработки. Экономика. 2021. Т. 9. № 2.

13. Digital McKinsey. [Электронный ресурс] http://www.mckinsey.com/globallocations/europe-andmiddleeast/russia/ru/ our-work/mckinsey-digital (дата обращения: 12.02.2021).

Любое партнерство — это сотрудничество на равных для достижения каждой стороной целей, которые в одиночку достичь нельзя [1, 5, 8]. Его можно сравнить с движением в тандеме, когда общий результат зависит от усилий каждого. В этом смысле главное препятствие для эффективного партнерства — отсутствие у сторон общей цели и отношение друг к другу как к заказчику и поставщику услуг.

Но даже если партнеры определили общую цель и понимают, что все должны прилагать усилия для ее достижения, на их пути часто возникают препятствия, связанные с различными факторами [2,7,10]. Рассмотрим самые важные из них и разберемся, как их преодолеть.

Бизнес и вуз обладают определенными ресурсами (финансами, временем, персоналом, инфраструктурой) и организационной структурой, на этом уровне могут возникать следующие барьеры [3, 6, 9]:

• неготовность сторон тратить свои ресурсы: подключать к работе высококвалифицированных сотрудников, предоставлять партнеру доступ к инфраструктуре (университетской библиотеке, производственному оборудованию), тратить личное время руководителей;

• несогласованность ожиданий относительно того, какие ресурсы может предоставить другая сторона;

• расхождения в системе принятия решений (например, если вуз представляет собой организацию с вертикальной иерархией, а бизнес — горизонтальную команду, то излишняя бюрократия с одной стороны и нечеткое распределение обязанностей с другой могут порождать трудности);

• неготовность сторон к изменениям. В совместной деятельности бизнеса и вузов и той, и другой стороне приходится выходить за рамки привычных форматов работы. Например, вузам — организовывать бизнесинкубаторы, компаниям — разрабатывать способы обучения на рабочем месте. Если стороны не готовы менять привычные процессы и осваивать новое, им будет сложно двигаться в тандеме.

Как преодолеть?

1. Заранее обсудить ресурсы, которые партнеры готовы предложить друг другу, и риски, которые они готовы разделить.

Для Цитирования:
Д.А. Канарейко, Барьеры на пути к эффективному образовательному партнерству. Юрист ВУЗа. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: