В современной рыночной экономике нельзя недооценивать роль банковской системы, главной функцией которой является посредничество, в экономическом развитии страны. Успехи любой страны в деле развития реального сектора экономики в значительной степени зависят от эффективности функционирования национальной банковской системы. Что касается Испании, то процесс модернизации ее банковской системы, отвечающей требованиями рыночной экономики, остро встал на повестку дня в связи с начавшейся в начале 60-х гг. прошлого века либерализацией экономики, следствием которой стало испанское «экономическое чудо». Данный процесс был значительно ускорен и углублен в связи с переходом этой иберийской страны на путь глубоких политических и экономических трансформаций после смерти Ф. Франко в 1975 г. и вступлением в Европейское экономическое сообщество в 1986 г. Отличительными чертами модернизации испанской банковской системы стали ее постепенность и учет национальных особенностей, что дало возможность национальным кредитным учреждениям адаптироваться к новым условиям функционирования и избежать банкротства.
Банковская система Испании накануне мирового финансово-экономического кризиса 2008–2099 гг. состояла из трех видов кредитных учреждений, которые сложились исторически и отвечали национальным особенностям данной страны. Во-первых, это коммерческие банки, которые создаются в форме акционерных обществ. Испанские банки — универсальные, что означает, что сфера их деятельности не ограничивается ни по отраслям экономики, ни по составу и количеству обслуживаемой клиентуры, ни по срокам погашения кредитов, ни регионально. Накануне кризиса в стране функционировало 53 банка, что составляло 28,8 % от общего числа кредитных учреждений1 . На них приходилось 34,5 % отделений кредитных учреждений, действовавших на территории страны. Их доля в депозитах равнялась 42,3 %, а в предоставленных кредитах — 45,8 %2 .