После решения о строительстве и признания в 1974 году Байкало-Амурской магистрали Всесоюзной ударной комсомольской стройкой в Восточную Сибирь отправились десятки тысяч добровольцев. Примечательно, что первые отряды строителей прибывали на БАМ на поездах еще на паровозной тяге. Документально зафиксировано, что эти составы водили паровозы П36.
Этот локомотив по праву можно назвать легендой российского машиностроения.
П36 оказался одним из лучших по своим эксплуатационным характеристикам и самым известным в мире советским паровозом, увековеченным в фильмах, на картинах, марках, открытках. И именно на нем в 1956 году завершилась история отечественного пассажирского паровозостроения.
П36 выпускался на Коломенском заводе с 1950 по 1956 год, всего был построен 251 локомотив. Впоследствии паровозы этой серии в течение почти двух десятков лет успешно водили пассажирские поезда на железных дорогах страны, в том числе на Забайкальской железной дороге с поездами «Россия» Москва — Владивосток. Официально 1974-й стал последним годом работы паровозов П36: они приводили поезда с первыми отрядами добровольцев на БАМ, однако затем еще несколько лет активно применялись на ударной стройке в качестве передвижных котельных.
В современной России несколько экземпляров П36 сохраняются в виде памятников, установленных на пьедесталы в разных регионах страны. Один из них — П36-0096 — в честь 20-летия основания Северобайкальского отделения БАМа был установлен рядом с железнодорожным вокзалом Северобайкальска.
Сейчас он передан на реставрацию, после которой будет возить туристов по БАМу в ретротуры.
Естественно, БАМ, особенно в первые десятилетия строительства, не мог обойтись без самого распространенного в то время в Советском Союзе магистрального тепловоза ТЭ3, который с 1956 года выпускали Коломенский и Ворошиловградский (Луганский) тепловозостроительные заводы. Эти локомотивы осуществляли перевозки грузов и пассажиров на БАМе, водили путеукладочные поезда, вертушки (грузовые поезда, обращающиеся по кольцевому маршруту) и вспомогательную технику. Именно ТЭ3 провел первый состав во время открытия в 1975 году движения по первому однопутному железнодорожному мосту через реку Лену на западном участке БАМа.