Юрий Дмитриевич Красовский,
профессор кафедры социологии и психологии управления Государственного университета управления, доктор социологических наук, лауреат премии Правительства РФ 2011 г. в области образования, науки и культуры
В предлагаемой статье я хочу переосмыслить своё собственное видение эволюции образовательно-обучающих процессов и возможностей их совершенствования в период 2008–2017 гг. Анализируя эти процессы, я использую и свои прошлые педагогические публикации, и тот преподавательский опыт, который накопился в новых условиях обучения студентов, бакалавров и магистрантов прежде всего в Государственном университете управления, а также на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, на факультете международного бизнеса и делового администрирования университета МГИМО при МИД РФ и в других вузах, в которые меня приглашали преподавать как первого разработчика учебной дисциплины «Организационное поведение» в период 1997–2012 гг. Я преподавал также в Российском государственном социальном университете как разработчик учебной программы «Управленческое консультирование» в 2015–2016 гг.
Бакалавриат. В бакалавриате образование и обучение формируется либо как академическое, либо как практически-прагматичное. В первом случае информационный ресурс используется как формирование общих знаний и представлений о будущей профессии, ориентируя тем самым бакалавров на приобретение практических знаний после окончания бакалавриата. Во втором случае информационный ресурс используется как прагматический, ориентируя бакалавров на получение и академических знаний, но процент таких выпускников оказывается небольшим. В бакалавриате закрепляется либо ознакомительская структура преподавательского продукта, сводящая до минимума ориентацию студентов на практику, либо прагматизированная, сводящая до минимума диапазон образовательских предметов. И в том, и в другом случае обучающие технологии преподавательского труда оказывались разбалансированными, ориентированными на формирование элементарной базы знаний, умений и навыков, что сформировало представления о разрушении высшего образования в сравнении со специалитетом, а обучаемые воспринимались как недоучки. По существу, такое образование оказывалось промежуточным этапом дальнейшего обучения и стимулировало их желание учиться в магистратуре.