Дата поступления рукописи в редакцию: 19.07.2025
Дата принятия рукописи в печать: 12.09.2025
Авторский чай представляет собой тщательно сбалансированную смесь различных сортов чая и дополнительных ингредиентов. Он может включать травы, специи, фрукты, цветы, а также экзотические добавки. Отличительной особенностью авторского чая является его ментальная концепция: он может быть связан с определённой культурой или традицией, отражать сезонность, служить для поддержания здоровья или быть направленным на улучшение настроения. Персонализация флейвора авторского чая под конкретного потребителя превращает его в истинное искусство [1]. В последние годы наблюдается заметный рост интереса потребителей к авторскому чаю, который отличается уникальными вкусами, ингредиентами историей и философией производства. Сравнительный анализ потребительских свойств на современном рынке представляет собой важный аспект для понимания предпочтений покупателей и конкурентных преимуществ различных брендов. Это своего рода совокупность эстетических, технических, эргономических, органолептических свойств, которыми обладает тот или иной товар [2].
Для сравнительного анализа потребительских свойств авторских чаев рассмотрим такие свойства, как:
1. Экономичность.
2. Безопасность.
3. Эстетичность, эргономичность.
4. Органолептические свойства.
5. История и философия бренда.
Экономичность является одним из важных аспектов при выборе чая. Авторские чаи обычно имеют более высокую цену по сравнению с брендами массмаркета из-за уникальных ингредиентов, упаковки и процессов производства. Также авторские чаи требуют более высоких затрат на закупку качественного сырья, разработку рецептур и активного маркетинга, в то время как цены на чаи массовых брендов значительнее ниже благодаря масштабам производства, оптимизации процессов и масштабным маркетинговым компаниям. К свойствам «эстетичность» и «эргономичность» можно отнести такие критерии, как упаковка и дизайн. Эстетика упаковки играет важную роль в восприятии продукта. Бренды, предлагающие оригинальные и стильные упаковки, часто привлекают больше внимания. Также немаловажно, чтобы упаковка была удобной в использовании (это возможность повторного закрытия, герметичного хранения, а также удобный размер и форма). Простота заваривания тоже важный аспект. Удобный процесс порционирования (например, чайные пакетики, нужное количество чая в контейнере и т. д.). Доступность информации — важно, чтобы на упаковке была указана инструкция по завариванию авторского чая (рекомендуемое время, температура заваривания). Эстетичность и эргономичность авторского чая направлены на создание максимально приятного и удобного опыта для пользователей, что, в свою очередь, может повысить интерес к продукту [3]. Безопасность в производстве и потреблении авторских чаев включает несколько ключевых аспектов. В первую очередь важно использовать высококачественные и безопасные для здоровья компоненты. При производстве авторских чаев важно соблюдать технологию приготовления и хранения чаев (хранить в сухом, темном, прохладном месте), это помогает сохранить полезные свойства продукта. Самыми основополагающими свойствами являются органолептические, которые включают в себя несколько аспектов. Чай в не заваренном виде должен иметь уборку без посторонних примесей. Приветствуются добавки в авторские чаи для красоты наполнения и текстуры. Цвет настоя должен быть насыщенным, ярким, приятным глазу человека. Также одной из основных характеристик авторского чая являются уникальные ароматы и вкусы — от сладких до пряных, от свежих до успокаивающих, которые могут удовлетворить разнообразные предпочтения. Также важно учитывать послевкусие, оно должно быть приятным и длительным. Наиболее правильным подходом к завариванию авторских чаев является подбор нужной температуры, это может повлиять на вкус чая. История и философия бренда — потребители все чаще стали обращать внимание на то, какая история стоит за продуктом. Например, бренды авторских чаев, которые представляют свой продукт, как результат традиционных методов производства, использование старинных рецептов — это может подчеркнуть связь с историей и культурой чая. Также авторские чаи часто предполагают эксперименты со вкусами и ароматами, бренды могут стремиться объединять традиционные рецепты чаев с современными тенденциями, создавая нестандартные чаи. Также частью философии бренда может быть здоровый образ жизни, экологический подход к изготовлению чаев. Все эти перечисленные факты могут вызывать большой интерес к авторским чаям со стороны покупателя. Целью исследования являлось изучение потребительских характеристик авторских чаев на рынке г. Екатеринбурга и определение ингредиентов, формирующих флейвор авторского чая, с целью использования данной информации при дальнейшем моделировании авторских чаев. В качестве объектов исследования выступали 4 авторских чая, наиболее популярных на рынке г. Екатеринбурга производителей Тeaforhome и «Унция», стоимостью от 150 до 465 рублей за унцию. Чаи заваривались по рекомендации производителя (2 г чая заливались 125 мл воды с температурой 95 °С), далее сенсорная панель из 5 дегустаторов с проверенными сенсорными способностями оценивала их качество и составляла вкусоароматический профиль, выявляя доминантные ноты в аромате и оценивая баланс основных вкусов и послевкусие.