Современное развитие технологий в электроэнергетике ставит перед нами не столько вопросы о необходимости применения инновационных решений, сколько о решениях, позволяющих гармонично, без ущерба безопасности и экономике, внедрить инновации в жизнь. Это касается и возобновляемых источников энергии (ВИЭ), особенно в изолированных и труднодоступных территориях (ИТТ).
Около 2/3 территории нашей страны не подключены к единой энергосистеме. В марте 2020 года Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации подготовил доклад «Объекты генерации в изолированных и труднодоступных территориях в России», в котором отмечено, что «электроэнергетика в ИТТ в России характеризуется ростом производственных издержек и себестоимости производимой электроэнергии, что вызвано прежде всего моральным и физическим устареванием используемого оборудования и технологий, а также увеличением цен на привозное топливо для электростанций (их рост наблюдается от сравнительно высокой базы, что объясняется расположением таких территорий и климатическими условиями). Установление приемлемых тарифов на электроэнергию в ИТТ для населения и рост экономически обоснованных тарифов вызывают планомерное увеличение объема бюджетного субсидирования для компенсации разницы между ними на уровне регионов. Проблема может быть частично решена путем модернизации генерирующих объектов за счет, в том числе, объектов ВИЭ‑генерации, в результате которой будет обеспечено снижение объема бюджетного субсидирования и рост надежности электроснабжения потребителей в ИТТ».
Основной вид генерации в ИТТ – дизельная генерация (ДЭС). Суммарная мощность ДЭС составляет 840 МВт, и это без учета генерации, принадлежащей компаниям, добывающим полезные ископаемые на этой территории, военные объекты и ДЭС, обеспечивающие инфраструктурные объекты. Стоимость выработки 1 кВт·ч на ДЭС в ИТТ доходит до 200 руб. Средневзвешенное значение удельного расхода топлива на выработку 1 кВт·ч по всем объектам генерации в ИТТ в России составляет 476 г у. т./кВт·ч при стоимости топлива от 40 до 60 тыс. руб. за тонну. В августе 2019 года Д. Козаком был подписан План по модернизации неэффективной дизельной (мазутной, угольной) генерации в ИТТ, в рамках которого необходимо разработать мероприятия, результатом которого будет снижение перекрестного субсидирования. По данным РОИВ, общий размер субсидий на компенсацию выпадающих доходов по всем ИТТ Российской Федерации в 2018 году составил 20 млрд руб.