В сфере дошкольного образования система в настоящее время претерпевает существенные изменения. Современные дошкольные образовательные учреждения пытаются найти новые формы, средства, методы образовательного процесса, изменяют его содержание, осваивают инновационные образовательные программы и технологии.
Активным и предприимчивым заведующим детскими садами было предложено перевести свой детский сад в новый юридический статус — автономной некоммерческой организации (АНО), что, в свою очередь, помогает расширить возможности самостоятельного ведения финансово-хозяйственной деятельности, привлечения родителей к вопросам управления дошкольной организацией, способствует реализации новых форм воспитания и развития детей.
На заседании совета по развитию местного самоуправления в Новочеркасске В. В. Путин уделил большое внимание переходу на новые организационно-правовые формы образовательных учреждений, в частности автономные некоммерческие организации в системе дошкольного образования.
По его мнению, работая в таком новом правовом режиме, детские клубы могут обрести большую хозяйственную и творческую самостоятельность и смогут не только пользоваться бюджетными средствами, но и привлекать частные инвестиции [1].
Автономной некоммерческой дошкольной образовательной организацией является не имеющая членства унитарная некоммерческая организация, осуществляющая в качестве основной цели образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
В своей деятельности автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральным законом «О некоммерческих организациях», федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативно-правовыми актами.
Переход детских садов в новый юридический статус автономной некоммерческой организации становится популярным на сегодняшний день, позволяет решить ряд проблем и имеет ряд отличий от бюджетных организаций. Во-первых, автономный детский сад комплектуется без привязки к месту жительства, и дети принимаются со всего города. Во-вторых, само дошкольное учреждение пользуется правом льготного налогообложения и может привлекать со стороны инвестиции.
В-третьих, такой детский сад может самостоятельно организовывать образовательный процесс, предоставлять ряд дополнительных услуг, в отличие от муниципального дошкольного учреждения, в котором все мероприятия и занятия закреплены программой, принятой на федеральном уровне. Но одновременно с этим плата за автономный детский сад чаще выше, чем за бюджетный, так как складывается из стандартной родительской платы и стоимости дополнительных развивающих услуг.
Благодаря открывшимся возможностям реализации новых программ и предоставления различных услуг детские сады реализуют интересные проекты и отличаются друг от друга различными подходами.
Плюсы и благая цель — улучшить качество предоставляемых услуг — привлекают всё больше родителей отдавать своих детей именно в автономные дошкольные учреждения. Это подтверждается статистикой. Средняя посещаемость муниципальных ДОУ — 69–72 %, автономных — 89 %. Тем не менее перевод многих обычных детских садов в статус автономных вызвало большой резонанс со стороны родителей.
Данная реакция родителей не удивительна, ведь в российских реалиях данная статистика в большей степени отражает нехватку дошкольных учреждений в муниципальных образованиях страны, в частности с введением федеральной программы «Материнский капитал» рождаемость в нашей стране значительно повысилась, что, в свою очередь, оказало давление на детские сады. Инфраструктура попросту оказалась не готова — к примеру, дошкольное учреждение с рассчитанным пребыванием 250 детей ежедневно в настоящий момент составляет 350–400 детей.
В этой связи родители находятся в очереди на получение места в детском саду более трех лет, таким образом, они вынуждены прибегать к частным и автономным некоммерческим услугам по присмотру за детьми.
Так, на форуме активных граждан «Сообщество», проходящем в Казани, член Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова поделилась мнением, что НКО могут поспособствовать развитию таких сфер, как образование и здравоохранение. Она рассказала о негосударственных детских садах, работающих в формате некоммерческих организаций.
По словам члена ОП РФ, это может решить проблему очередей в дошкольные учреждения — создать новые места. Елена Тополева-Солдунова привела в пример Ханты-Мансийский автономный округ, где недавно начался подобный процесс. Она отметила, что эффективность бюджетных расходов в регионе возросла, граждане довольны качеством услуг, и у них появился выбор между государственными и муниципальными детскими садами и дошкольными организациями, работающими как НКО [2].
НКО в сфере дошкольного образования и воспитания имеют ряд особенностей:
1) существует потребность в увеличении количества автономных организаций в сфере дошкольного воспитания, в том числе среди детских садов;
2) программы, реализуемые НКО, имеют большой спектр направлений, и они достаточно гибкие и вариативные. Всё это вызывает значительный интерес у населения, кроме того, такие программы, прежде всего опирающиеся на идеи инклюзивного образования, развития особых детей, содержат большой международный опыт, их реализуют высококомпетентные педагоги;
3) большинство проектов НКО в области образования имеют социальную направленность и вследствие этого приобретают большую значимость для развития идей благотворительности, социальной ответственности, поддержки, гражданской позиции в обществе.
Между тем в процессе вовлечения НКО в практику дошкольного образования существуют и весьма серьезные проблемы. Среди них можно выделить отсутствие хорошо структурированной нормативной правовой базы взаимодействия НКО и ДОУ, кадровые вопросы, отсутствие налаженного систематического обмена педагогическим, медицинским и управленческим опытом, консерватизм образовательной системы, недостаточность научно-методических изданий, помогающих руководителям и педагогам создать программы высокого качества.
В настоящее время количество функционирующих некоммерческих дошкольных учреждений растет с каждым годом как в численном плане, так и в географическом.
Рассмотрим несколько примеров подобных организаций.
В группах общеразвивающей направленности автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования «Планета детства «Лада» (г. Тольятти) реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, а в группах компенсирующей направленности — адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (в соответствии с диагнозом).
Программы прошли процедуру внешней оценки и рекомендованы к применению в детских садах АНО. Педагогическими работниками детских садов разработаны и реализуются рабочие программы по каждой возрастной группе детей и по направлениям деятельности специалистов (инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей и других специалистов) [3].
В АНО реализуются и программы дополнительного образования, позволяющие расширить компетенции дошкольников в соответствии с требованиями современной науки, техники, передовой школы, а также соответствующие запросам родителей.
В 2017 г. утвержденный перечень включил в себя 98 дополнительных общеразвивающих образовательных программ разной направленности: естественнонаучной, физкультурно-спортивной, технической, туристско-краеведческой, художественной и социально-педагогической.
Каждое структурное подразделение детского сада осуществляет самостоятельный выбор дополнительных образовательных общеразвивающих программ из утвержденного перечня, руководствуясь особенностями контингента детей и родителей, условиями в детском саду.
В АНО функционирует 631 группа для детей, посещающих детский сад, из них:
— 381 группа общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста (возраст детей 3–7 лет);
— 119 групп общеразвивающей направленности для детей раннего возраста (для детей 1,5–3 лет);
— 69 групп компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста (для детей 3–7 лет);
— 6 групп оздоровительной направленности для детей дошкольного возраста (для детей 3–7 лет);
— 3 группы комбинированной направленности для детей дошкольного возраста (для детей 3–7 лет);
— 53 круглосуточные группы.
Пример АНО «Планета детства «Лада» наглядно показывает и доказывает, что подобного рода система дошкольного образования пользуется спросом у населения, а также предоставляет более расширенный спектр социально-образовательных услуг.
Следующим рассмотрим детский сад — школу «Путь зерна».
Данное учреждение работает по адаптированной к российским образовательным стандартам модели Вальдорфской педагогики с применением идей русских педагогов К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого и авторских разработок учителей школы. Основной целью образования является пробуждение способностей через преподаваемый материал в соответствии с возрастным становлением ребенка. Одна из особенностей сада — это то, что в одной группе находятся дети от трех до семи лет.
«Разновозрастная группа — живой социальный организм, большая семья. Как в настоящей семье, здесь всё в движении, развитии; дети растут, меняются: старшие уходят в школу, малыши постепенно становятся старшими и уже сами опекают маленьких» [4].
Детский сад — школа «Путь зерна» в основном существует на самообеспечении.
Но тем не менее они пользовались возможностями автономной некоммерческой организации и несколько лет назад получали поддержку из Германии, от Европейского центра вальдорфской педагогики, что позволило им активнее развивать свои проекты.
В качестве дополнительной социальной программы, которая реализуется в учреждении, можно выделить возможность посещать бесплатно кружки тем, кто учится в НКО «Путь зерна», а для детей со стороны за эти кружки берут символическую плату.
Таким же комплексным учреждением является АНО «Детский сад — школа «Знак». Детский сад имеет ряд особенностей:
— небольшое количество детей в группе;
— система непрерывного образования детей до 7 лет;
— психологическое сопровождение детей, родителей и педагогов.
Воспитательная работа в детском саду наполнена познавательными, творческими событиями и проектами. Вот их небольшой перечень: «Пластилиновые истории», «В гости к первоцветам» [5].
Таким образом, мы рассмотрели далеко не весь перечень АНО дошкольных учреждений, но из вышеуказанных примеров следует, что необходимо популяризировать подобные организации, совершенствовать нормативно-правовую базу для координации их деятельности. Однако не следует делать упор на АНО и выводить государственные детские сады из оборота, наоборот, необходимо повысить их количество, чтобы они были доступны каждой семье, а уже, в свою очередь, родителям будет предоставлено право выбора — отдать своего ребенка в АНО детский сад или в государственный. Также отметим, что существует большая проблема, препятствующая приходу НКО в социальную сферу. Это слишком низкие тарифы, из-за которых организации не могут покрыть даже свои базовые нужды.
Подобные барьеры препятствуют функционированию НКО в сферах образования, здравоохранения и культуры, и, следовательно, они не могут способствовать развитию социальных отраслей.