Автоматизация — это применение технических средств и специальных систем управления, частично или полностью освобождающих человека от непосредственного участия в процессе производства, получения, преобразования энергии, материалов и информации. Принято считать, что автоматизация позволяет производственным предприятиям избежать человеческих ошибок, а также сократить затраты на ФОТ, налоги, помещения для персонала. На автоматизированных производствах меньше потребность в квалифицированных управленцах, однако, для обслуживания технических систем нужен высококвалифицированный персонал с глубокими техническими знаниями.
Первым и главным шагом на пути к автоматизации процессов должно стать определение цели. Цели могут быть разные:
• Увеличить пропускную способность производственного объекта без увеличения площади. Современные технологии позволяют строить сортировочные решения, которые «растут» в высоту здания, а если говорить про курьерские службы, то чаще всего сортировочные центры располагаются на складских площадях высотой 12 м.
• Минимизировать ошибки сотрудников. Если компании не удается долгое время сохранять линейный персонал (а на это могут влиять разные факторы: несносный руководитель, тяжесть работы, вахта, аутсорсинг), то, как бы хорошо не выстраивался процесс обучения, люди будут ошибаться. У сотрудников такого уровня мотивация всегда финансовая, они приходят зарабатывать деньги. Соответственно, работают на скорость, а скорость с качеством при ручном труде «не дружат».
• Обеспечить измерение товаров и взвешивание. В этом случае автоматизация призвана облегчить трудо- и времязатратные процессы с большим риском ошибок. Такая цель особенно важна тем компаниям, которые учитывают каждый миллиметр. Например, в нашей компании от весогабаритных характеристик (ВГХ) зависит тариф за доставку.
• Повышение имиджа компании. Всегда приятно смотреть, как сортируются посылки на ленте или «залипать» на производстве автомобилей. Но не всегда внедрение автоматизации окупается. Бывает, что компания сознательно внедряет дорогие передовые технологии, чтобы показать потенциальным клиентам, партнёрам или инвесторам красивую картинку или презентацию с внедренными фишками.