Программа государственных гарантий в сфере здравоохранения реализуется на всей территории Российской Федерации и определяет виды и условия оказания бесплатной медицинской помощи, а также объем госпитализаций в стационар и посещений врачей поликлиники.
Хотя объем медицинской помощи на одного жителя регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации каждому гражданину, реальная возможность получения государственных гарантий очень сильно зависит от следующих факторов.
Во-первых, заболевание, а следовательно, необходимость получения государственных гарантий для каждого индивида носит случайный (стохастический) характер и зависит от самых различных причин, как внешних (климатических, эпидемиологических и др.), так и от собственного здоровья человека, которое определяется генетическими особенности и образом жизни.
Во-вторых, диагностика (определение) заболевания и его лечение требуют наличия квалифицированных врачей различных специальностей и медицинского оборудования непосредственно там, где пациенту необходимо оказать полноценную и качественную медицинскую помощь.
Основной организационной задачей при выполнении государственных гарантий является построение адекватной лечебной сети, позволяющей обеспечить пациента той лечебно-диагностической помощью, которая позволит максимально эффективно вернуть утраченное здоровье, используя при этом все имеющиеся ресурсы (врачей, оборудование, лечебные учреждения и финансы).
Очевидно, что невозможность получения медицинских услуг (включенных в государственные гарантии) своевременно и в полном объеме существенно ухудшает здоровье конкретного пациента и общества в целом.
В этих условиях ключевую роль играют мониторинг выполнения государственных гарантий, полнота и своевременность предоставленных пациенту медицинских услуг.
В настоящее время в здравоохранении существует традиционная оценка работы учреждений здравоохранения в рамках объемной системы медицинской статистики, собирающей ежегодные данные по заболеваемости населения и деятельности медицинских учреждений.