В развитии транспортной отрасли, а конкретно среди компаний-грузоперевозчиков, в последние годы присутствует положительная динамика. При этом следует учитывать, что автомобильными грузоперевозками в нашей стране большей частью занимаются частные компании, а из-за постоянного прибавления участников рынка перевозок и увеличения конкуренции неуклонно повышается и уровень автоматизации АТП.
Необходимо отметить, что наибольшее влияние на автоматизацию АТП оказывает внедрение систем GPS/ГЛОНАСС, что позволяет решать необходимые для грузоперевозчика задачи:
● планирование и оптимизация транспортных маршрутов;
● соблюдение графиков движения автомобилей;
● слежение за перемещением транспорта в реальном времени;
● контроль расхода топлива;
● информирование заказчиков о местонахождении груза.
С помощью систем автоматизации диспетчеру-логисту или иному уполномоченному сотруднику можно удаленно взаимодействовать с водителями и экспедиторами, получать информацию об их местонахождении, действиях по обеспечению безопасности движения и сохранности грузов. Также большим спросом на рынке пользуются разработка и внедрение онлайн-программ и мобильных приложений по заказу транспорта. Это программное обеспечение (ПО) тоже является частью автоматизации АТП, так как несет в себе вспомогательную функцию для связи диспетчеров автопредприятия с клиентами.
Одними из популярных программ являются вариации ПО на базе пакета Microsoft Dynamics CRM и 1С «Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом». Это наиболее совершенные программы по управлению грузоперевозками и экспедиторскими услугами. При помощи данного ПО можно работать не только с заказами для выполнения собственным транспортом, но и для привлеченных автомобилей. Кроме того, есть возможность контроля мультимодальных перевозок и прочий функционал, необходимый для управления автотранспортным предприятием.
Не менее удобны и мобильные приложения для системы Android. При этом не следует забывать, что, несмотря на комплексный подход к решению автоматизации АТП, «легкие» программы контролируют только часть процессов. Пока, к сожалению, не приходится говорить о неоспоримых преимуществах глобальной автоматизации с целью получения значительных конкурентных преимуществ на рынке. Следовательно, компаниям-грузоперевозчикам не следует значительно сокращать штат логистов.