По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.187

Автолизинг в России

Дун Ирина Рубиновна канд. экон. наук, доцент кафедры финансового контроля, анализа и аудита, заслуженный работник науки и образования, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва. E-mail: irina-dun@mail.ru

Вопросы, связанные с финансовой арендой (лизингом) транспортных средств, актуальны сегодня для многих предприятий, ведь лизинг предоставляет возможность использовать дополнительные ресурсы в коммерческой и управленческой деятельности, производя оплату стоимости транспортных средств не сразу, а частями в течение срока договора лизинга.

Литература:

1. Дун И. Р. Спорные вопросы лизинговых компаний // Лизинг. — 2016. — № 6. — С. 8–15.

2. Дун И. Р. Особенности сублизинговых отношений // Лизинг. — 2017. — № 4. — С. 23–31.

3. Дун И. Р. Учет затрат лизингополучателя на улучшения лизингового имущества // Лизинг. — 2017. — № 3. — С. 18–26.

4. Дун И. Р. Финансовый супермаркет и стратегическое управление — перспективная форма развития лизинговых компаний в РФ // Лизинг. — 2017. — № 2. — С. 8–18.

5. Полисюк Г Б., Шпербер И. Р. Экономико-правовое обеспечение лизинговых операций в России // Финансы и кредит. — 2007. — № 32 (272). — С. 57–60.

6. Полисюк Г. Б., Дун И. Р. Аудит: учеб. пос. — М., 2013.

7. Казакова Н. А., Дун И. Р., Хлевная Е. А., Бобкова М. П., Федорова Е. А., Невар В. С. «Бережливый стартап» как модель развития малого бизнеса на основе лизинга // Лизинг. — 2017. — № 1. — С. 31–37.

8. Казакова Н. А., Дун И. Р., Хлевная Е. А. Методы повышения экономической безопасности российских холдингов: оптимизация ресурсного потенциала и контроль лизинговых сделок // Лизинг. — 2017. — № 1. — С. 18–25.

9. Дун И. Р. Аспекты учета остаточной стоимости оборудования у лизингодателя // Лизинг. — 2016. — № 5. — С. 41–46.

10. Карпова И. Ф., Дун И. Р. Управление рисками лизинговой компании // Лизинг. — 2014. — № 5. — С. 68.

11. Петров А. Н., Дун И. Р. Аудит эффективности инвестиционной деятельности для лизинговых организаций // Лизинг. — 2014. — № 4. — С. 30–36.

12. Дун И. Р. Управление процессом лизинга в промышленности // Лизинг. –2018. — № 2. — С. 3–10.

13. Кузьмин Ф., Дун И. Р. Страхование предмета лизинга // Лизинг. — 2017. — № 6. — С. 15–25.

14. Дун И. Р. Выкупная цена и выкуп предмета лизинга // Лизинг. — 2017. — № 6. — С. 31–42.

По оценкам агентства «Эксперт РА», количество заключенных в течение первого полугодия 2017 г. лизинговых сделок увеличилось на 27 % и превысило 80 тыс., прежде всего, за счет роста розничных сегментов; основноЙ прирост количества сделок приходится на автолизинг. Тем не менее за счет реализации дорогостоящего имущества в крупных сегментах (авиа-, ж/д и водный транспорт) средняя сумма сделки выросла на 1,5 млн руб. и достигла 8 млн руб. по итогам первого полугодия 2017 г. Наибольшая средняя сумма сделки в первом полугодии 2017 г. у ГТЛК, что обусловлено специализацией компании на лизинге капиталоемкой техники; без учета ГТЛК средняя сделка в первой половине 2017 г. составила бы 6,7 млн руб.

Распоряжением правительства на 2018 г. была выделена сумма в 4 млрд руб., чтобы обеспечить продажу 15 тыс. автомобилей. Программа льготного автолизинга была одной из самых полезных программ стимулирования спроса. На лизинг по госпрограмме поддержки пришлось 30 % продаж коммерческих автомобилей, т. е. без этой программы подъема рынка грузовиков в 2017 г. на 50,4 % АППГ не было бы. Особенность программы заключалась в том, что она была адресной, деньги доходили от производителя до конечного пользователя и лизинг работал на поддержку всех секторов автобизнеса. Программа была настоль востребованной, что изменилась структура лизинга. По данным RAEX, если раньше в лизинг брали по 17,5 % легковых и грузовых автомобилей, то в 2017 г. грузовых ав томобилей стали брать на 3 % больше, а легковых — на 2 % меньше. Объем рынка лизинга тяжелых грузовиков вырос на 57 %, а в сегменте LCV — на 47 %.

Во II квартале 2018 г. лизинговые компании перестали принимать заявки по госпрограмме льготного автолизинга, так как деньги на эти средства оказались израсходованными. Однако возможность продления госпрограммы обсуждается, при этом автопроизводители просят добавить около 7 млрд руб. То есть автопроизводители подталкивают государство к тому, чтобы оно субсидировало лизинг примерно в тех же объемах, что и в 2017 г., когда на программу было выделено 13,75 млрд руб. Однако участники рынка уверены, что даже если государство изыщет возможность в этом году возобновить программу лизинга, то в следующем году и далее финансирование либо прекратится совсем и сразу, либо будет постепенно уменьшаться и окончательно завершится не позднее 2020 г.

Для Цитирования:
Дун Ирина Рубиновна, Автолизинг в России. Лизинг. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: