У рельсовых автобусов говорящее название. Впервые это понятие использовалось в далеких 1930-х годах применительно к обычным городским автобусам, переоборудованным для движения по железной дороге. Но, конечно, более широкую известность рельсовые автобусы приобрели благодаря «Метровагонмашу».
Разработки своеобразной автомотрисы, или дизель-поезда, велись с середины 1990-х годов. В непростое для страны время требовалось экономичное решение для обеспечения пригородных пассажирских перевозок на неэлектрифицированных участках железных дорог с малой загрузкой. Для того чтобы снизить расходы на топливо, конструкторы предложили использовать дизельный двигатель и гидромеханическую передачу. Силовую установку и основные узлы поезда специалисты разместили под полом вагона, что позволило максимально увеличить площадь пассажирского салона. Все оборудование отличалось высокой надежностью, что снижало затраты на обслуживание и ремонт.
Первенцем инженерной мысли мытищинского завода в 1997 году стал вагон модели 730, он же получил обозначение РА1. Это был одиночный вагон с двумя кабинами управления. Кузов, экипажная и ходовая части были выполнены на базе метровагонов «Яуза». В серию рельсовые автобусы после ряда усовершенствований пошли только в 2004 году. В целом семейство РА1 представлено шестью модификациями: четырьмя для использования в России и двумя на экспорт — для венгерских и чешских железных дорог. А самый первый экземпляр РА1 в свою 20-ю годовщину с момента выпуск был передан в Музей железных дорог России.
Российские инженеры точно знают, что нет предела совершенству, поэтому никогда не останавливаются на достигнутом и продолжают внедрение инноваций. В 2005 году по заказу ОАО «РЖД» специалисты «Метровагонмаша» изготовили первый образец трехвагонного рельсового автобуса модели 750.05, он стал известен как РА2.
Основная модификация 2-го типа рельсового автобуса представляла собой поезд, состоящий из двух головных вагонов с кабинами управления и одного промежуточного. Между вагонами были установлены беззазорные сцепные устройства. По сравнению с предшественником, новый поезд заметно похорошел с точки зрения промышленного дизайна. Цельнометаллический кузов был выполнен из нержавеющей стали, с теплоизоляцией. Тамбуры оборудованы дверями прислонно-сдвижного типа с индивидуальным управлением от кнопок. Выдвижная подножка обеспечила возможность посадки пассажиров с низких платформ.