На рынке существует множество компаний, занимающихся разработкой и производством электронных приборов и/или программного обеспечения для контроля состояния оборудования по параметрам вибрации. Маркетинговая политика этих компаний основана на постулате, что с помощью вибромониторинга и вибродиагностики заказчик сможет перейти на обслуживание по фактическому состоянию и, таким образом, снизить затраты на техническое обслуживание и ремонт.
Также, особенно в последние годы, на рынке услуг появились компании, предлагающие услуги по вибродиагностике и виброналадке (балансировка, центровка и т.д.) с теми же декларациями в сторону клиента, о том, что их услуги позволят избежать аварий и непредвиденных выходов оборудования из строя.
Оба этих вида бизнеса имеют право на жизнь и, безусловно, могут принести не только коммерческую выгоду компаниям, которые их продают, но и пользу потребителям этих приборов и/или услуг.
Однако успех их внедрения или использования в конечном счете все равно зависит от того, какие специалисты имеются на стороне заказчика и насколько эффективно они способны утилизировать эти технология и результаты предоставляемых услуг для решения своей основной задачи – продления времени наработки до отказа (Mean Time Before Failure, MTBF) или наработки до ремонта (Mean Time To Repair, MTTR).
В большинстве случаев у заказчика нет таких ресурсов и квалификаций, которые могут конвертировать затраченные средства в реальное повышение эффективности технического обслуживания.
Мы используем технику мониторинга состояния и дополняем ее звеньями, необходимыми для образования цикла устойчивого повышения эффективности технического обслуживания и ремонта (ТОиР), – обнаружении причин преждевременного выхода оборудования из строя и разработку мероприятий по устранению этих причин, их внедрение и документальный контроль эффективности внедрения. Пример такого цикла представлен на рис.1.
Здесь необходимо также отметить принципиальную разницу между мониторингом и диагностикой. Важнейшими аспектами мониторинга являются долгосрочность, неукоснительное соблюдение расписания измерений, обязательная запись и хранение результатов в виде трендов параметров.