По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08:658.562.014:006.354

Аудиты, ревизии, инспекции — какая разница?

В. М. Рудановский канд. техн. наук, e-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Рассматриваются процедуры технических ревизий, инспекций, аудитов, других проверок в отношении соблюдения требований безопасности (прежде всего — безопасности движения) на российских железных дорогах и за рубежом (в странах Европейского союза, США, Канады, Австралии, ЮАР) в зависимости от принятых правовых норм и требований нормативных документов и проводится их сравнительный анализ. Даются предложения, направленные на совершенствование соответствующих процедур их выполнения на российских железных дорогах и уточнение их смысловых понятий.

Литература:

1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012. Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции. Введен в действие с 01.06.2013.

2. ГОСТ Р ИСО 19011-2012. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. Введен в действие с 01.02.2013.

3. ГОСТ ISO/IEC 17000-2012. Оценка соответствия. Словарь и общие принципы. Введен в действие с 01.09.2013.

4. Doug Lewis, Pierre-Andre Côtè, Martin Lacombe, Gary Moser. Stronger Ties: A Shared Commitment to Railway Safety. Review of the Railway Safety Act. (При более сильных связях — разделенная ответственность за безопасность на железных дорогах. Рассмотрение Закона Канады «О железнодорожной безопасности»). November, 2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tc.gc.ca/ media/documents/railsafety/TRANSPORT_Stronger_Ties_Report_FINAL_e.pdf.

5. Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза «О безопасности на железных дорогах Сообщества» от 29.04.2004 № 2004/49/ЕС.

6. Safety Management in European Railway Companies (so called DB/ÖBB/SBB Brochure). Commentary on the Implementation of the European Directive on Railway Safety in the Community. Final Version. January, 2005. 101 р. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.era.europa.eu.

7. Guideline on Inspection and Audit. Institution of Railway Signal Engineers. Minor Railway Section. Ref: PO 07. Issue 1.0. IRSE, March 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа — http://www.irse. org/minorrailways/publicdocuments/v1.pdf.

8. Janne S. Peltonen. Review of SMS Audit Techniques and Methods. Final Report. ERA/2012/SAF/S-02. Report identification code VTT-S-07114-13. 249 р. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. era.europa.eu/Document-Register/Documents/VTT %20Final %20Report %2015-10-2013.pdf.

9. Federal Register. 49 Code of Federal Regulations. Title 49 — Transportation (49 CFR part 1 — 1332). Department of Transportation. 2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. gpo.gov/fdsys/pkg/CFR-2012-title49-vol2/pdf/CFR-2012-title49-vol2.pdf

10. Rail Safety. Improved Human Capital Planning Could Address Emerging Safety Oversight Challenges. United States Government Accountability Office. Report to Congressional Requester. GAO-14-85. December 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gao.gov/assets/660/659536.pdf.

11. Russel J. P. The Internal Auditing Pocket Guide: Preparing, Performing, Reporting, and Follow-Up. — 2nd ed. American Society for Quality. Quality Press. Milwaukee, Wiskonsin. — 2007, 218 p. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://books.google.ru/books/about/The_Internal_Auditing_Pocket_Guide_Secon.html.

12. National Rail Safety Accreditation Package. Version 2.0 (controlled document). The Rail Safety Regulators Panel. Australia. December 2005.

13. National Railway Safety Regulator Act. No. 16 of 2002. Government Gazette, 5 August 2002, №23712. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.justice.gov.za

14. SANS 3000-1:2005 (RSR 001:2005) Railway safety management. Part 1: General [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://store.sabs.co.za/pdf.

Одно из условий безопасного функционирования всякой производственной системы, любого эксплуатируемого объекта — получение свидетельств того, что они соответствуют установленным требованиям.

В транспортной системе, в том числе железнодорожной, при недостаточном внимании к ее функционированию могут проявляться риски нанесения ущерба жизни и здоровью людей, целости и сохранности материальных ценностей. Поэтому на железнодорожном транспорте, наряду с встраиваемыми в перевозочный процесс функциями обеспечения и контроля безопасности, значительное внимание уделяется всевозможным формам проверок со стороны наделенных этими полномочиями лиц и органов. Учитывая законодательно закрепленную ответственность государства за организацию обеспечения безопасности, это заставляет выстраивать целую иерархию уровней таких проверок по соответствующим требованиям, представленным на рис. 1.

Проверки железнодорожных организаций могут проводить ревизоры, инспекторы или аудиторы соответствующих уровней. А если так, то что следует ждать железнодорожной организации от проведения ревизий, инспекций или аудитов? В чем заключаются эти виды проверок?

Хорошо, когда к наименованию проверяющего добавляется наименование объекта, субъекта, процесса или органа проверки. Например, «ревизор по безопасности движения», «технический инспектор труда», «инспектор Ростехнадзора», «аудитор СМБД». Сразу видно, что в первом случае проверке подлежит состояние безопасности движения поездов и маневровой работы, во втором — состояние охраны труда, в третьем — безопасность опасных производственных объектов или электрических и тепловых установок и сетей Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), в четвертом — состояние системы менеджмента безопасности движения (СМБД).

Однако не все так однозначно. Рассмотрим некоторые из видовых групп проверок железнодорожных организаций, осуществляющих эксплуатационную деятельность железных дорог. К этим группам могут быть отнесены технические ревизии, инспекции, аудиты, в том числе аудиты систем менеджмента безопасности движения (аудиты СМБД), контрольные проверки, контроль реализации мероприятий по устранению недостатков и общественный контроль, как это представлено на рис. 2.

Для Цитирования:
В. М. Рудановский, Аудиты, ревизии, инспекции — какая разница?. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала