Сейчас многие компании осуществляют данную деятельность путем внедрения различных технологических новинок. На исследования и разработки по всему миру такие крупные компании, как Unilever и Apple тратят миллиарды евро ежегодно. Например, Unilever в среднем тратит на такие исследования по 1 млрд евро в год, в настоящее время компании принадлежит около 20000 патентов, а на регистрацию она подает до 350 заявок патентов в год. Помимо этого, используются и такие давно известные и применяемые меры, как улучшение качества сырья, расчет определенных норм и стандартов для каждого вида товара и т.д.
Становление управления качеством товара как полноценного процесса связано с именем Э. Деминга. По его мнению, контроль качества необходим на всех этапах производства. Однако авторы склоняются к более детализированной теории, предложенной А.В. Фейгенбаумом и активно использующейся и в настоящее время. Эта концепция получила название Total Quality Control (сокращенно TQC). Она характеризуется тем, что утверждает необходимость контроля качества, начиная с непосредственной разработки изделия и заканчивая попаданием этого изделия в руки потребителя. Обязательным условием является удовлетворенность потребителя полученным конечным продуктом [1].
При этом эта система выходит за пределы конкретной организации, включая также поставщиков, системы распределения готовой продукции, оказание услуг потребителям в практическом ее использовании.
Немаловажную роль в процессе создания товара играют сами работники, занимающиеся как непосредственным производством товара, так и контролем и управлением всевозможными процессами. Различные категории персонала организации участвуют во всех этапах обеспечения качества. Согласно принятой в России классификации, сотрудники производственных предприятий делятся на рабочих и служащих. Служащие (руководители, специалисты и технические исполнители) подразделений маркетинга, финансов решают, с какими поставщиками сырья и материалов будет работать компания согласно ее материальным и техническим возможностям, а также определяют количество закупок. В свою очередь, работники кадровой службы обеспечивают предприятие качественной рабочей силой, занятой на производстве. Основные рабочие оказывают непосредственное воздействие на конечный продукт труда, поскольку имеют непосредственное отношение к его созданию, упаковке и пр. Вспомогательные же рабочие обеспечивают своевременность и безопасность всех протекаемых производственных процессов. Следовательно, абсолютно все работники предприятия должны обладать достаточной квалификацией, иначе конечный продукт не будет соответствовать ожиданиям как компании, так и потребителей [3].
Таким образом, в процесс управления качеством включены как представители руководящих должностей, так и рядовые работники. Уровень их квалификации, степень заинтересованности различных групп персонала в повышении качества товаров и услуг, создание социальных условий для достижения показателей качества — все эти факторы оказывают прямое воздействие на результат производства и его качество. Для оценки кадрового состава организации, его качественных и количественных характеристик, проводится аудит персонала. Каждый кадровый процесс стоит рассматривать отдельно [4]. Например, вышеперечисленные факторы, влияющие на качество конечного результата, и соответствующие мероприятия представлены в таблице:
Итак, аудит персонала позволяет оценить текущее состояние кадрового процесса, выявить существующие недостатки и дать рекомендации по корректировке и улучшению функционирования каждого процесса. Схематично его пользу и необходимость для предприятия можно представить следующим образом: