По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Аудит персонала как необходимое условие эффективного управления качеством товаров

А.В. Майорова РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Е.А. Матвеева РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Л.В. Макушина канд. истор. наук, доцент, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В современных экономических условиях необходимым условием для выживания на рынке является постоянное улучшение качества предоставляемых товаров и услуг. При сохранении тенденции к глобализации, развитию как международных экономических отношений, так и внутренних экономических связей, на рынок России ежегодно выходит более 400 тыс. новых компаний (478 тыс. в 2015 году), из которых более трети занимается розничной и оптовой торговлей [5]. Таким образом, для того чтобы быть конкурентоспособными в условиях насыщения и даже перенасыщения рынка, необходимо развивать и улучшать качественные характеристики товара.

Литература:

[1] Агарков А.П. Управление качеством: учеб.пособие, Дашков и К, 2010, 3-е изд.; перераб. и доп. — 228 с.

[2] Одегов Ю.Г., Никонова Т.В. Аудит и контроллинг персонала: учебник. — М.: Альфа-Пресс, 2006. — С. 8-9.

[3] Экономика труда: учебник / под ред. проф. А.М. Асалиева. — М.: ИНФРАМ, 2014. —171 с.

[4]Дегальцева Ж.В., Тончу Е.А. Контроллинг затрат на содержание персонала // Научный журнал КубГАУ. — 2014. — №101(07). — С. 1-11.

Сейчас многие компании осуществляют данную деятельность путем внедрения различных технологических новинок. На исследования и разработки по всему миру такие крупные компании, как Unilever и Apple тратят миллиарды евро ежегодно. Например, Unilever в среднем тратит на такие исследования по 1 млрд евро в год, в настоящее время компании принадлежит около 20000 патентов, а на регистрацию она подает до 350 заявок патентов в год. Помимо этого, используются и такие давно известные и применяемые меры, как улучшение качества сырья, расчет определенных норм и стандартов для каждого вида товара и т.д.

Становление управления качеством товара как полноценного процесса связано с именем Э. Деминга. По его мнению, контроль качества необходим на всех этапах производства. Однако авторы склоняются к более детализированной теории, предложенной А.В. Фейгенбаумом и активно использующейся и в настоящее время. Эта концепция получила название Total Quality Control (сокращенно TQC). Она характеризуется тем, что утверждает необходимость контроля качества, начиная с непосредственной разработки изделия и заканчивая попаданием этого изделия в руки потребителя. Обязательным условием является удовлетворенность потребителя полученным конечным продуктом [1].

При этом эта система выходит за пределы конкретной организации, включая также поставщиков, системы распределения готовой продукции, оказание услуг потребителям в практическом ее использовании.

Немаловажную роль в процессе создания товара играют сами работники, занимающиеся как непосредственным производством товара, так и контролем и управлением всевозможными процессами. Различные категории персонала организации участвуют во всех этапах обеспечения качества. Согласно принятой в России классификации, сотрудники производственных предприятий делятся на рабочих и служащих. Служащие (руководители, специалисты и технические исполнители) подразделений маркетинга, финансов решают, с какими поставщиками сырья и материалов будет работать компания согласно ее материальным и техническим возможностям, а также определяют количество закупок. В свою очередь, работники кадровой службы обеспечивают предприятие качественной рабочей силой, занятой на производстве. Основные рабочие оказывают непосредственное воздействие на конечный продукт труда, поскольку имеют непосредственное отношение к его созданию, упаковке и пр. Вспомогательные же рабочие обеспечивают своевременность и безопасность всех протекаемых производственных процессов. Следовательно, абсолютно все работники предприятия должны обладать достаточной квалификацией, иначе конечный продукт не будет соответствовать ожиданиям как компании, так и потребителей [3].

Таким образом, в процесс управления качеством включены как представители руководящих должностей, так и рядовые работники. Уровень их квалификации, степень заинтересованности различных групп персонала в повышении качества товаров и услуг, создание социальных условий для достижения показателей качества — все эти факторы оказывают прямое воздействие на результат производства и его качество. Для оценки кадрового состава организации, его качественных и количественных характеристик, проводится аудит персонала. Каждый кадровый процесс стоит рассматривать отдельно [4]. Например, вышеперечисленные факторы, влияющие на качество конечного результата, и соответствующие мероприятия представлены в таблице:

Итак, аудит персонала позволяет оценить текущее состояние кадрового процесса, выявить существующие недостатки и дать рекомендации по корректировке и улучшению функционирования каждого процесса. Схематично его пользу и необходимость для предприятия можно представить следующим образом:

Язык статьи:
Действия с выбранными: