В рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» аудит в сфере закупок проводится Счетной палатой для оценки обоснованности планирования закупок, реализуемости и эффективности их осуществления. Начиная с 2018 года приоритетными стали вопросы, касающиеся аудита эффективности, то есть увязки поставленных целей и выделенных средств с результатами деятельности. Иными словами, теперь речь идет о том, что высшие органы аудита переходят к проведению комплексного государственного аудита. Раньше высшие органы аудита в своей деятельности основной акцент ставили на финансовом контроле и аудите соответствия.
осветить значимость и основные подходы к проведению проверки, анализа и оценки эффективности расходов на закупки для муниципальных нужд.
проанализировать развитие аудита эффективности использования государственных средств как современного типа государственного аудита, определить ключевые показатели, используемые для оценки эффективности расходов на закупки.
Изучена функционирующая нормативная база, регламентирующая порядок осуществления проверок, анализа и оценки эффективности расходов на закупки, результаты проверок эффективности расходования средств на закупки товаров, работ и услуг. Обработка и систематизация информации осуществлялись методом экспертных оценок и обобщения.
По результатам проведенных Счетной палатой экспертно-аналитических и контрольных мероприятий за 2018 год было выявлено более 9200 нарушений при использовании бюджетных средств, которые были совершены российскими госорганами. В стоимостном выражении эти нарушения составили 772,7 млрд руб., из которых на нарушения при формировании и исполнении бюджетов пришлось 268,2 млрд руб., при осуществлении госзакупок — 294,6 млрд руб., в сфере управления госсобственностью и неэффективного использования ресурсов — 70,7 млрд руб. Данные факты подтверждают важность осуществления аудита эффективности использования бюджетных средств и необходимость увеличения эффективности расходования таких средств как одной из приоритетных задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим в январе 2019 года распоряжением Правительства РФ № 117-р была утверждена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах. В документе отражены действия по внедрению принципов проектного управления, определены первоочередные направления по совершенствованию механизма госзакупок, налоговых и иных мер.