Аттестация для присвоения квалификационных категорий является формой деловой оценки медицинских работников, существующей в отрасли на протяжении десятилетий [1, 2]. Особенностью аттестации на получение квалификационных категорий по сравнению с другими вариантами данной процедуры в трудовом законодательстве является ее добровольность для аттестуемых специалистов. В частности, в ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 № 5487–1) регламентировалось, что медицинские и фармацевтические работники имеют право на «получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки». Аналогично, как право медицинских работников, рассматривается аттестация и в ст. 72 действующего в настоящее время Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на:…прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации».
Таким образом, в статье четко сделан акцент на наличии важнейшего мотивационного фактора для прохождения аттестации врачами и медицинскими сестрами: установления им стимулирующей надбавки. Важно подчеркнуть, что в условиях современной нормативной правовой базы в разных медицинских организациях размер выплат за наличие квалификационной категории будет различаться, что, безусловно, будет влиять на уровень заинтересованности специалистов в прохождении данной процедуры. Неоднозначен и вопрос о начале выплаты надбавки. Если Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 г. (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, протокол № 11) и их предшественники в ст. 8 определяют в качестве даты начала выплаты день вынесения решения аттестационной комиссией, то в медицинских организациях, как правило, подобное осуществляется позже, с даты утверждения соответствующего приказа [3, 4, 5].