В современных условиях стремление человека к постоянному совершенствованию накопленных знаний, умений и навыков является залогом его профессионального роста, а также позволяет быть конкурентоспособным и независимым. В период использования в практической деятельности при выборе специалистов для работы в строительных организациях основных положений и требований профессиональных стандартов приводит к тому, что сами специалисты должны быть ориентированы и мотивированы на соответствие установленным требованиям. В настоящее время такие требования прописаны в профессиональных стандартах, которые согласно Федеральному закону от 03.12.2012 № 236-ФЗ [1] выступают как характеристика квалификации работника для осуществления отдельного вида профессиональной деятельности. Структура профессионального стандарта утверждена на законодательном уровне. Он содержит описание трудовых функций и действий, требования к образованию, обучению, опыту практической работы, а также перечень необходимых знаний и умений [2]. Область применения профессионального стандарта достаточно широка: от работодателей до образовательных учреждений профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ [3].
Проводимая в настоящее время реформа ценообразования в строительной отрасли предъявляет высокие требования к уровню знаний специалистов и их квалификации, занимающихся составлением, проверкой или экспертизой сметной документации. Процесс формирования сметных затрат, базирующийся на принципах открытости, достоверности, точности и полноты, в современных условиях требует от участников данного процесса постоянного оттачивания мастерства и актуализации знаний в заданной области. Такой подход будет способствовать повышению профессионализма специалистов, что в результате позволит им соответствовать тем компетенциям, которые закладываются в профессиональный стандарт и используются для оценки его готовности и способности к профессиональной деятельности на базе имеющихся опыта, знаний, навыков и умений.