По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 69.007 DOI:10.33920/str-01-2202-10

Аттестация экспертов для предотвращения увеличения затрат в строительстве

И. В. Каракозова канд. техн. наук, доцент, отдел методологии разработки и актуализации нормативно-методических документов в строительстве ГАУ «Ниац», Московский государственный строительный университет, E-mail: i.kar@mail.ru

В статье изложены результаты исследования, проведенного автором в рамках подготовки к научно-практической конференции International Scientific Conference Topical Problems of Green Architecture, Civil Engineering and Environmental Economics, проходившей в Москве в 2019 г. Уже на тот момент было очевидно, что несовершенство существующего подхода к проведению устного и письменного экзамена с целью получения (продления) претендентом (экспертом) права подготовки экспертного заключения, а также подготовке к сдаче экзамена может привести к дефициту кадров в экспертных органах. 1 января 2020 г. была введена обязательная аттестация экспертов, которые будут подписывать экспертные заключения по результатам проверки сметной документации, а этому предшествовал период, когда эксперты могли пройти аттестацию. Количество претендентов (экспертов), которые не смогли сдать экзамены, говорит либо о недостаточной квалификации для исполнения своих функций в рамках должностных обязанностей, либо о несостоятельности оценочных средств, используемых на экзамене. Это подтвердило актуальность проблемы совершенствования процедуры аттестации экспертов. Соответственно, автор уделяет повышенное внимание подготовке к сдаче экзаменов будущими экспертами. Подготовка претендентов (экспертов) для прохождения аттестации должна быть построена на таких принципах, как актуальность, однозначность, точность, упорядоченность и другие, с обязательным использованием современных образовательных технологий. Автором выделены основные этапы подготовки претендента (эксперта) к прохождению аттестации. При внедрении предлагаемого подхода к подготовке претендентов (экспертов) к сдаче экзамена позволит повысить значимость проводимого мероприятия, увеличить количество аттестованных экспертов, а также приведет к экономии бюджетных средств за счет снижения необоснованных затрат. Результаты исследования автора становятся еще более актуальными и полезными для практического применения после 2020 г.

Литература:

1. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании"».

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

4. Статистика ФАУ «Главгосэкспертиза России» [Электронный ресурс]. — URL: https://gge.ru/analytics/statistika-po-godam/ (дата обращения 06.10.2019).

5. Приказ Минстроя России от 29.06.2017 № 941/пр «Об утверждении перечня направлений деятельности экспертов, по которым претенденты имеют намерение получить право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий».

6. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.09.2018 № 581/пр «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросам деятельности экспертов по подготовке заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий».

7. Приказ Минстроя России от 08.04.2019 № 211/пр «Об утверждении перечней вопросов для проверки знаний в форме тестирования и устного экзамена на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий».

8. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2012 г. № 271 «О порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий».

9. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы. — Р-н/Д.: Феникс, 2011. — 541 с.

10. Зубрилин, А. А. Занимательность как нестандартное средство контроля // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2012. — № 5. — С. 14–19.

11. Шоптенко, В. В. Инновации в бизнес-образовании // Менеджер по персоналу. — 2008. — № 2. — С. 24–29.

12. Колесникова, И. А., Марон, А. Е., Тонконогая, Е. П. и др. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И. А. Колесниковой. — М.: Академия, 2007. — 240 с.

13. Karakozova I. Certification of experts as the cost management tool in the context of increased requirements for construction environmental friendlinessю E3S Web of Conferences, 164 (6), art. nо. 11045. DOI 10.1051/ e3sconf/202016411045.

1. Federal Law of the Russian Federation No. 236-FZ of December 3 (2012).

2. Order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation No. 147, April 12 (2013).

3. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 23 of January 22 (2013).

4. Statistics of FAD "Glavgosekspertiza of Russia". Available at: https://gge.ru/ analytics/statistika-po-godam/.

5. Order of the Ministry of Construction, Housing and Utilities of the Russian Federation, 29.06.2017 No. 941/pr. "On the approval of the list of activities of experts on which applicants have intention to acquire the right of preparation of expert reports on the project documentation and (or) results of engineering research".

6. Order of the Ministry of Construction, Housing and Utilities of the Russian Federation of 17.09.2018 No. 581/pr. "On introduction of amendments to some orders of the Ministry of Construction, Housing and Utilities of the Russian Federation concerning activity of experts in preparation of expert reports on the project documentation and (or) results of engineering research".

7. Order of the Ministry of Construction, Housing and Utilities of the Russian Federation of 08.04.2019 No. 211/pr. "On the approval of lists of questions for an examination in the form of testing and oral examination on the right of preparation of expert reports on the project documentation and (or) examination of results of engineering researches".

8. Order of the Government of the Russian Federation from 31 marta 2012 years No. 271 "On the certification order on the right of preparation of expert reports on the project documentation and (or) results of engineering research".

9. Sorokopud, Yu. V. Pedagogics of the higher school. Rostov-on-Don: Phoenix, 2011.

10. Zubrilin, A. A. Standards and monitoring in education 5, 14–19 (2012).

11. Shoptenko, V. V. IHR manager 2, 24–29 (2008).

12. Kolesnikova, I. A., Maron, A. E., Tonkonogaya, E. P. Prionciples of Andragogika Akademia, Moscow, 2007.

13. Karakozova, I. Certification of experts as the cost management tool in the context of increased requirements for construction environmental friendlinessю E3S Web of Conferences, 164 (6), art. nо. 11045. DOI 10.1051/ e3sconf/202016411045.

В современных условиях стремление человека к постоянному совершенствованию накопленных знаний, умений и навыков является залогом его профессионального роста, а также позволяет быть конкурентоспособным и независимым. В период использования в практической деятельности при выборе специалистов для работы в строительных организациях основных положений и требований профессиональных стандартов приводит к тому, что сами специалисты должны быть ориентированы и мотивированы на соответствие установленным требованиям. В настоящее время такие требования прописаны в профессиональных стандартах, которые согласно Федеральному закону от 03.12.2012 № 236-ФЗ [1] выступают как характеристика квалификации работника для осуществления отдельного вида профессиональной деятельности. Структура профессионального стандарта утверждена на законодательном уровне. Он содержит описание трудовых функций и действий, требования к образованию, обучению, опыту практической работы, а также перечень необходимых знаний и умений [2]. Область применения профессионального стандарта достаточно широка: от работодателей до образовательных учреждений профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ [3].

Проводимая в настоящее время реформа ценообразования в строительной отрасли предъявляет высокие требования к уровню знаний специалистов и их квалификации, занимающихся составлением, проверкой или экспертизой сметной документации. Процесс формирования сметных затрат, базирующийся на принципах открытости, достоверности, точности и полноты, в современных условиях требует от участников данного процесса постоянного оттачивания мастерства и актуализации знаний в заданной области. Такой подход будет способствовать повышению профессионализма специалистов, что в результате позволит им соответствовать тем компетенциям, которые закладываются в профессиональный стандарт и используются для оценки его готовности и способности к профессиональной деятельности на базе имеющихся опыта, знаний, навыков и умений.

Для Цитирования:
И. В. Каракозова, Аттестация экспертов для предотвращения увеличения затрат в строительстве. Сметно-договорная работа в строительстве. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: