По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Ассортиментная политика торговых организаций

М.А. Николаева д-р тех. наук, профессор кафедры международной коммерции Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ
С.Л. Калачев канд. тех. наук, доцент кафедры товароведения и таможенной экспертизы Российской Таможенной академии

В статье рассмотрены цель, задачи и основные направления ассортиментной политики, дано определение этого термина. По каждому направлению показаны основания для его выбора, возможные риски этого направления и мероприятия по предотвращению или смягчению рисков. Указана целесообразность координации основных направлений ассортиментной политики с направлениями других составных элементов товарной политики, частью которой является ассортиментная политика.

Литература:

1. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.11.2017).

2. Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.11.2017).

3. Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2010 г. № 1873-р «Об утверждении Основ государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. —Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.11.2017).

4. ГОСТ РИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.11.2017).

5. Николаева М.А. Товарная политика: учебник / М.А. Николаева. — М.: Норма — ИНФРА-М, 2015.

Одним из трендов стратегического направления в области управления ассортиментом потребительских товаров торговыми организациями является разработка и применение ассортиментной политики.

Термин «политика» в настоящее время находит широкое применение в бизнес-сообществе, а также при государственном регулировании социально-экономических процессов. Об этом свидетельствует применение государством ряда нормативных документов. К их числу относятся:

  • ФЗ «О промышленной политике» [1];
  • Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации [2];
  • Распоряжения Правительства РФ «Об основах государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации» [3].

В отношении термина «ассортиментная политика» стандартизированное в нормативных документах определение отсутствует. В различных литературных источниках существует разное определение этого термина, зачастую не раскрывающего его сущность. Нами предложено авторское определение термина «ассортиментная политика», которое базируется на определении термина «политика в области качества», регламентированное ГОСТР ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения» [4].

Ассортиментная политика — намерения, возможности и основные направления деятельности организации, сформулированные руководством организации в области ассортимента [5].

Намерения организации отражают ее цели и задачи в области формирования ассортимента с учетом стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности.

Цель ассортиментной политики — формирование рационального ассортимента, способного удовлетворять реальные и потенциальные запросы потребителей, а также обеспечивать достижение целей организации.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • выявление запросов потребителей к ассортиментному перечню товаров, реализуемых торговой организацией;
  • поиск и принятие товарных предложений необходимого ассортимента;
  • определение основных направлений формирования ассортимента товаров однородных групп, подгрупп, видов, торговых марок с учетом характера и других факторов;
  • разработка и внедрение ассортиментной матрицы (или программы).

Для выявления реальных и/или прогнозируемых запросов потребителей применяют следующие методы:

Для Цитирования:
М.А. Николаева, С.Л. Калачев, Ассортиментная политика торговых организаций. Товаровед продовольственных товаров. 2018;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: