Одним из трендов стратегического направления в области управления ассортиментом потребительских товаров торговыми организациями является разработка и применение ассортиментной политики.
Термин «политика» в настоящее время находит широкое применение в бизнес-сообществе, а также при государственном регулировании социально-экономических процессов. Об этом свидетельствует применение государством ряда нормативных документов. К их числу относятся:
- ФЗ «О промышленной политике» [1];
- Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации [2];
- Распоряжения Правительства РФ «Об основах государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации» [3].
В отношении термина «ассортиментная политика» стандартизированное в нормативных документах определение отсутствует. В различных литературных источниках существует разное определение этого термина, зачастую не раскрывающего его сущность. Нами предложено авторское определение термина «ассортиментная политика», которое базируется на определении термина «политика в области качества», регламентированное ГОСТР ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения» [4].
Ассортиментная политика — намерения, возможности и основные направления деятельности организации, сформулированные руководством организации в области ассортимента [5].
Намерения организации отражают ее цели и задачи в области формирования ассортимента с учетом стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности.
Цель ассортиментной политики — формирование рационального ассортимента, способного удовлетворять реальные и потенциальные запросы потребителей, а также обеспечивать достижение целей организации.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- выявление запросов потребителей к ассортиментному перечню товаров, реализуемых торговой организацией;
- поиск и принятие товарных предложений необходимого ассортимента;
- определение основных направлений формирования ассортимента товаров однородных групп, подгрупп, видов, торговых марок с учетом характера и других факторов;
- разработка и внедрение ассортиментной матрицы (или программы).
Для выявления реальных и/или прогнозируемых запросов потребителей применяют следующие методы: