По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 663.674 DOI:10.33920/igt-01-2304-04

Ассортиментная политика розничных торговых организаций г. Москвы по субкатегории «мороженое»

М. А. Николаева д-р техн. наук, профессор кафедры международной торговли, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Высшая школа корпоративного управления
О. С. Календжян студент 2 курса, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Высшая школа корпоративного управления

Целью статьи явился анализ показателей ассортимента субкатегории «мороженое» и выявление направлений ассортиментной политики обследованных магазинов. В статье представлены результаты обследования ассортимента мороженого в трех сетевых направлениях г. Москвы. По результатам проведенного обследования рассчитаны и проанализированы показатели ассортимента: полнота, глубина (действительная, базовая, коэффициенты), устойчивость, новизна, гармоничность и рациональность, а также структура видового и марочного ассортимента. Определено, что торговый ассортимент мороженого в обследованных магазинах является развернутым с высокой («Перекресток») и средней степенью рациональности («Дикси» и «Верный»). Установлено, что основными направлениями ассортиментной политики в отношении категории «мороженое» является углубление и стабилизация ассортимента, а дополнительными — обновление и сокращение нерентабельных для магазинов видов: молочного и молочно-растительного мороженого.

Литература:

1. ТР ТС 034/2013 «О безопасности молока и молочных продуктов».

2. ГОСТ Р № 52175-2003 «Мороженое молочное, сливочное и пломбир».

3. Елисеева, Л.Г. Товароведение однородных групп продовольственных товаров: учебник для бакалавров / Л.Г. Елисеева, Т.Г. Родина, А.В. Рыжакова [и др.]; под ред. д-ра техн. наук, проф. Л.Г. Елисеевой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 949 с.

4. Николаева М.А. Методика обследования торгового ассортимента товаров определенной категории в предприятиях розничной торговли и анализ их ассортиментной политики // Товаровед продовольственных товаров. — 2020. — № 12 (197). — С. 15–20.

5. Теоретические основы товароведения: учебник / М.А. Николаева. — 2-е изд., перераб. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2022. — 424 с.

6. Постановление от 28.01.2019 № 50 «Об изменении правил продажи молочных продуктов».

1. TR TS 034/2013 «O bezopasnosti moloka i molochnyh produktov».

2. GOST R № 52175-2003 «Morozhenoe molochnoe, slivochnoe i plombir».

3. Eliseeva, L.G. Tovarovedenie odnorodnyh grupp prodovol'stvennyh tovarov: uchebnik dlya bakalavrov / L.G. Eliseeva, T.G. Rodina, A.V. Ryzhakova [i dr.]; pod red. d-ra tekhn. nauk, prof. L.G. Eliseevoj. — 4-e izd., pererab. i dop. — M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2020. — 949 s.

4. Nikolaeva M.A. Metodika obsledovaniya torgovogo assortimenta tovarov opredelennoj kategorii v predpriyatiyah roznichnoj torgovli i analiz ih assortimentnoj politiki // Tovaroved prodovol'stvennyh tovarov. — 2020. — № 12 (197). — S. 15–20.

5. Teoreticheskie osnovy tovarovedeniya: uchebnik / M.A. Nikolaeva. — 2-e izd., pererab. — M.: Norma: INFRA-M, 2022. — 424 s.

6. Postanovlenie ot 28.01.2019 № 50 «Ob izmenenii pravil prodazhi molochnyh produktov».

Согласно ТР ТС 034/2013 «О безопасности молока и молочных продуктов» [1] мороженое относится к молочным продуктам и является одной из их подгрупп. В этом документе термин «мороженое» определяется как «взбитые, замороженные и потребляемые в замороженном виде сладкие молочные продукты, молочные составные продукты, молокосодержащие продукты».

В ГОСТ Р 52175-2003 «Мороженое молочное, сливочное и пломбир» [2] мороженое подразделяется по различным классификационным признакам фасетным методом на ряд классификационных группировок:

• молочное (не более 7,5% молочного жира);

• сливочное (от 8,0 до 11, 5% молочного жира);

• пломбир (от 12,0 до 20,0% молочного жира).

Однако стандартизированная классификация ассортимента мороженого и научная товароведения классификация полностью не совпадают. На рисунке представлена товароведная классификация мороженого, составленная нами на основании классификации, приведенной в учебнике «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» [3].

Наряду с указанными классификациями ассортимента мороженого в практике торговых организаций, применяющих концепцию категорийного менеджмента, мороженое относится не к молочным товарам, а к категории «мороженые продукты» (иногда «быстрозамороженные продукты»), что обусловлено общностью их температурного режима хранения с другими замороженными продуктами (например, морожеными полуфабрикатам и т.п.). Субкатегория «мороженое» может располагаться в холодильных шкафах с другими замороженными продуктами или в отдельных холодильниках или холодильных прилавках.

Торговая классификация ассортимента субкатегории «мороженое» на виды не совпадает с классификациями стандартизированными и научными, что в определенной степени обусловлено и товарным предложением мороженого разных видов, и потребительскими предпочтениями потребителей, на сегмент которого выходят торговые организации.

Нами обследован торговый ассортимент магазинов трех розничных сетей в г. Москве: «Перекресток», «Дикси» и «Верный», которые относятся к формату супермаркетов, а по уровню цен: «Перекресток» — к классу мидл, «Дикси» и «Верный» — экономклассу; по торговой площади самая большая площадь у «Перекрестка», а у магазинов «Дикси» и «Верный» она меньше, чем у «Перекрестка». Обследование проводилось в сентябре 2022 г. два раза с интервалом в три дня. Дни недели: 11.09.2022 — воскресенье; 14.09.2022 — среда.

Для Цитирования:
М. А. Николаева, О. С. Календжян, Ассортиментная политика розничных торговых организаций г. Москвы по субкатегории «мороженое». Товаровед продовольственных товаров. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: