Согласно ТР ТС 034/2013 «О безопасности молока и молочных продуктов» [1] мороженое относится к молочным продуктам и является одной из их подгрупп. В этом документе термин «мороженое» определяется как «взбитые, замороженные и потребляемые в замороженном виде сладкие молочные продукты, молочные составные продукты, молокосодержащие продукты».
В ГОСТ Р 52175-2003 «Мороженое молочное, сливочное и пломбир» [2] мороженое подразделяется по различным классификационным признакам фасетным методом на ряд классификационных группировок:
• молочное (не более 7,5% молочного жира);
• сливочное (от 8,0 до 11, 5% молочного жира);
• пломбир (от 12,0 до 20,0% молочного жира).
Однако стандартизированная классификация ассортимента мороженого и научная товароведения классификация полностью не совпадают. На рисунке представлена товароведная классификация мороженого, составленная нами на основании классификации, приведенной в учебнике «Товароведение однородных групп продовольственных товаров» [3].
Наряду с указанными классификациями ассортимента мороженого в практике торговых организаций, применяющих концепцию категорийного менеджмента, мороженое относится не к молочным товарам, а к категории «мороженые продукты» (иногда «быстрозамороженные продукты»), что обусловлено общностью их температурного режима хранения с другими замороженными продуктами (например, морожеными полуфабрикатам и т.п.). Субкатегория «мороженое» может располагаться в холодильных шкафах с другими замороженными продуктами или в отдельных холодильниках или холодильных прилавках.
Торговая классификация ассортимента субкатегории «мороженое» на виды не совпадает с классификациями стандартизированными и научными, что в определенной степени обусловлено и товарным предложением мороженого разных видов, и потребительскими предпочтениями потребителей, на сегмент которого выходят торговые организации.
Нами обследован торговый ассортимент магазинов трех розничных сетей в г. Москве: «Перекресток», «Дикси» и «Верный», которые относятся к формату супермаркетов, а по уровню цен: «Перекресток» — к классу мидл, «Дикси» и «Верный» — экономклассу; по торговой площади самая большая площадь у «Перекрестка», а у магазинов «Дикси» и «Верный» она меньше, чем у «Перекрестка». Обследование проводилось в сентябре 2022 г. два раза с интервалом в три дня. Дни недели: 11.09.2022 — воскресенье; 14.09.2022 — среда.